Что можно и чего нельзя делать с АКПП возникает у новичков или тех, кто пересел с механической трансмиссии на автоматическую коробку передач. На сегодня существует много разновидностей АКПП (типтроник, роботизированная и так далее). В нашем случае рассмотрим самую простую автоматическую коробку передач и 5 основных вещей, которые не стоит делать с АКПП.
1. Переключение на нейтральную передачу
Первый факт, о котором часто идут дискуссии – сбрасывание автоматической коробки передач в режиме передвижения с режима Drive в нейтральное положение. Кто ездил на механической трансмиссии твердо скажет – переключение в нейтральный режим уменьшает нагрузку на двигатель, экономит топливо, да и сама трансмиссия дольше ходит. В принципе, для АКПП простого типа это не особо пагубно на пару раз, но в момент возврата в режим Drive происходит толчок.
Причина тому момент синхронизации, входного и выходного вала. Но не стоит забывать о минусах, в момент переключения АКПП в нейтральный режим, со временем выйдет из строя трансмиссии, в худшем потеряете управление машиной. В момент переключения в нейтральный режим, двигатель легко может заглохнуть. В результате отключится электро или гидроусилитель, так же отключатся вспомогательные системы стабилизации, соответственно автомобиль станет неуправляемым и легко съедет с дороги.
2. Игра с режимами АКПП
Несмотря, что производители автоматической коробки передач не рекомендуют переключать режимы трансмиссии во время движения автомобиля, находятся такие владельцы, которые не придерживаются этого правила. Чаще всего встречается ситуация, когда еще до полного момента остановки авто, водитель пытается включить заднюю передачу. Такое делать категорически не стоит, так как в момент переключения меняется структура передачи крутящего момента.
Как правило, переключение режимов до момента полной остановки автомобиля может привести к быстрому выходу из строя шестеренок и других деталей АКПП.
Это же правило стоит соблюдать и в обратном порядке, когда, не дожидаясь полной остановки авто, включаете режим Drive и начинаете давить на газ. Зачастую быстро изнашиваются шестеренки и тормозной механизм автоматической трансмиссии, и другие мелкие детали. Ремонт будет стоить денег, и нужно будет полностью разбирать АКПП. В худшем придется поставить новую трансмиссию.
3. Быстрый старт с места
Каждый владелец автомобиля с автоматической коробкой передач, хотя бы раз в жизни пробовал резко стартовать с места. Как правило, после переключения в режим Drive или другой подобный режим, зажимается педаль тормоза, и нажимают на педаль газа. Отпустив педаль тормоза, и удерживая педаль газа, машина срывается с места. Дискуссий на эту тему много, одни говорят, что так убивается трансмиссия, другие же говорят это нормально. В мерах разумного, и нечастых резких стартов, это допустимо, так как гидротрансформатор изначально рассчитан производителем.
Соответственно быстрый старт на АКПП не страшен, в некоторых случаях даже необходим. Например, автомобиль буксирует прицеп, и рушить нужно под гору. Тут необходим быстрый старт, ведь иначе рушить будет очень тяжело. Гидротрансформатор попросту не сможет раскрутиться и передать всю мощность. Такой быстрый старт не губит АКПП, но часто злоупотреблять не стоит.
Выделяют еще один способ быстрого старта и в отличие от предыдущего способа, он действительно убийственный. Процедура следующая, переведя селектор АКПП в нейтральное положение, далее раскручиваете мотор, и в момент старта переводите селектор коробки в режим Drive. В такой момент детали коробки, двигателя и других систем, которые отвечают за крутящий момент, получают огромные перегрузки, соответственно быстрый выход из строя коробки гарантирован за 4-5 разом такого быстрого старта.
Коробка АКПП попросту не рассчитана на подобные ситуации и зачастую первыми вылетают фрикционы и тормозной механизм внутри коробки. Не исключены ситуации, когда давал трещину кожух АКПП от избытка давления масла или дробления шестеренок. Поэтому подобный старт не стоит практиковать, в ином случае потребуется очень дорогой ремонт.
4. Экономит ли топливо режим N в АКПП?
Нередко простаивая в пробке и не заглушив двигатель автомобиля, водители переводят селектор АКПП в режим N, то есть нейтральный режим. Мотивируя тем, что такой способ экономит топливо. В такой ситуации можно понаблюдать за показателями тахометра и показателями бортового компьютера. Согласен, что выключив трансмиссию, экономия топлива будет, но она небольшая, скорей даже копеечная.
Такая экономия топлива не сравнится с затратами на ремонт АКПП, ведь в пробке есть небольшое, но постоянное движение. Соответственно водителю постоянно придется переключать с режима Drive в режим N и обратно. Именно такое дерганье селектора со временем скажется на работе АКПП, а её ремонт будет дороже, чем сэкономите на топливе. Обычно износ приходится на тормоза и фрикционы. Поэтому лучше такой способ не практиковать, последствия непредсказуемые.
5. Режим Паркинг в АКПП
Последний из пяти фактов и самый важный – режим Паркинг в АКПП. Самой частой ошибкой считается перевод селектора в режим P до момента полной остановки автомобиля. Такое категорически не рекомендуют. Режим паркинга в простой АКПП реализован за счет специального стопора (иногда его называют хвостовиком), который попросту блокирует работу шестеренок трансмиссии. Зачастую первым выйдет из строя стопор, и режим паркинг попросту не будет работать.
В худшем случае обломаются зубья шестерни, что 100% приведет к капитальному ремонту АКПП. Когда вы переключаете АКПП между режимами вперед или назад, до полной остановки автомобиля, Вы попросту изнашиваете детали трансмиссии, и заметно будет со временем. Касательно такой игры с режимом паркинга, то здесь реакция молниеносная и поломать АКПП можно на низкой скорости. Поэтому крайне не рекомендуется включать паркинг, если автомобиль полностью не остановился.
Насколько полезными будут наведенные факты можно говорить долго. Все же, это статистика и чаще всего встречаются именно такие ситуации, которые быстро выводят из строя трансмиссия. Поэтому, прежде чем резко стартовать, дергать селектор АКПП в пробке или включать паркинг до полной остановки автомобиля 10 раз подумайте, нужна ли Вам потом головная боль с ремонтом трансмиссии или все же лучше соблюдать элементарные правила.
Смотрите также видео: