Найти тему
Absurd police

Без фигни в марте

1. «Тень» - Чжан Имоу, 2018 год.

Жизнь в феодальных Японии и Китае была неспокойная. Порой случалось, что феодал начинал опасаться как бы доброжелатели не подослали к нему ниндзя (ну или кто там заменяет ниндзя в Китае), который будет три дня сидеть в выгребной яме, дожидаясь пока он пойдет по большой нужде, чтобы ткнуть чем-нибудь острым в что-нибудь жизненно важное. Хитрые азиаты (как, впрочем, и их европейские коллеги) знали выход из такой ситуации. Нужно было завести себе тень. То есть человека, который будет как две капли воды похож на своего хозяина и станет вместо него ходить в сортир с ниндзями. Фильм Чжана Имоу уже третий, посмотренный мной фильм на эту тему. Первым был фильм Умэцугу Иноэ «Третья тень», вторым «Кагемуся: Тень воина» Акиры Куросавы. Оба, как не трудно догадаться японские. И фильм Имоу, несмотря на то, что снят он очень красиво и сногсшибательно стильно, я нахожу уступающим и фильму Куросавы, и фильму Иноэ. Дело в том, что у японских режиссеров, кроме самурайского экшена и дворцовых интриг в фильме присутствовала и социальная составляющая. Тень – человек из народа, босяк, единственная вина и заслуга которого в том, что он похож на аристократа. Изображая господина, тень имеет возможность окунуться в жизнь знати, прельститься ею, но как бы хорош он ни был в имитации, он просто тень. Он классово чужд всему, что его окружает. И стоит ему об этом забыть, как мир не преминет напомнить, как что устроено и где чье место. Классовый барьер - это непреодолимая граница между тенью и его хозяином. И тень, окончательно потерявший свою идентичность от бесконечного притворства, в конце концов, разбивается о него, что и служит основой трагедии в японских фильмах. В фильме Чжана Имоу зритель этого не увидит. Его тени удается сокрушить классовый барьер и полностью заменить хозяина. В некотором роде, положение тени оказывается для него своеобразным социальным лифтом. При этом тень не просто присваивает социальный статус господина и его (хе-хе) жену, он впитывает и все пороки свойственные миру феодальной знати. Такой сюжетный ход не является в полном смысле слова недостатком фильма, просто смещает в нем акценты. Если японские фильмы – трагедии о человеке, вовлеченном в чуждый ему мир и загубленном этим миром, то фильм Имоу – это фильм о человеке, убившем дракона, чтобы самому стать драконом. В первом случае повестка социальная, а во втором – психологическая. Лично мне первое интереснее, так что.

кадр из фильма "Тень". Нет, серая гамма фильма - это крутотень и очень стильно, тут уж никаких сомнений. Особенно хороши костюмы :-)
кадр из фильма "Тень". Нет, серая гамма фильма - это крутотень и очень стильно, тут уж никаких сомнений. Особенно хороши костюмы :-)

7 из 10

2. «Восемь лянов золотом» - Мэйбл Чун, 1989 год.

Можно обвинить меня в дискриминации по половому признаку, но я все равно скажу, что фильмы снятые женщинами отличаются от тех, что сняты мужчинами. И это не обязательно хорошо. Некоторая излишняя сентиментальность, свойственная женскому кино делает его… жидковатым? «Восемь лянов золотом» - фильм о китайцах-эмигрантах, отправляющихся в США, чтобы заработать те самые восемь лянов (или как оно там называется) золота, которые по народной пословице должны быть у каждого уважающего себя китайца. Главный герой, несолоно хлебавши, возвращается в Китай, после того как много лет таксовал в Нью-Йорке. Дома, встречаясь со старыми знакомыми, посещая памятные места и размышляя, он понимает, что Родина одна, даже если она и не красавица. Попутно герой влюбляется, но девушка предпочитает ему другого, обещающего увезти ее в Америку к лучшей жизни. Очарованность и разочарование, как в песне группы «Воскресение» сменяют друг друга, и фильм получается вроде бы и не плохой, но какой-то вялый, лишенный яркости, хотя любителям мелодрам возможно и зайдет.

6 из 10

3. «Член правительства» - Иосиф Хейфиц, Александр Зархи, 1939 год.

Я не отношусь к пропаганде хорошо или плохо, она тоже язык общения со зрителем и как таковой допустима и даже полезна. Да и пропагандировать можно разные вещи. «Член правительства» - фильм-агитка, тут двух мнений быть не может. И пропагандирует он ценности демократии, равноправия и… феминизма. Феминизма в хорошем смысле слова. Сюжет о неграмотной крестьяне выдвигающейся благодаря своей энергии и честности до депутата Всесоюзного Съезда может показаться неправдоподобным и даже сказочным, но собран он из вполне жизненных и реалистичных эпизодов, в которых участвуют вполне реалистичные, лишь слегка утрированные, персонажи. Не бойтесь учиться, не бойтесь пробовать новое, не бойтесь высказывать свое мнение, не устраняйтесь от борьбы. Женщина – она тоже человек! Вполне грамотные призывы, особенно в стране не так давно порвавшей с полуфеодальным строем. Героиня освобождается от психологических комплексов, связанных с продолжительным нахождением в угнетенном состоянии, включается в общественную жизнь. Даже ее муж, выступающий поначалу как домашний тиран средней руки, находит свое место в новом мире, учится уважать жену и ее достижения. Стоит вспомнить, что Советский Союз долгое время оставался эталоном в сфере защиты прав женщин и обеспечения реального равноправия полов (не все было идеально, но другим странам приходилось ровняться именно на нас). Уж не грамотная ли агитация тут помогла. В любом случае, фильм играет очень интересными красками в свете современного феминистского дискурса.

кадр из фильма "Член правительства"."... вот стою я перед вами, простая русская баба. Мужем битая. Попами пуганная. Врагами стрелянная. Живучая" - в этой фразе есть и жизнь, и правда
кадр из фильма "Член правительства"."... вот стою я перед вами, простая русская баба. Мужем битая. Попами пуганная. Врагами стрелянная. Живучая" - в этой фразе есть и жизнь, и правда

7 из 10

4. «Бронсон» - Николас Виндинг Рефн, 2005 год.

Чарли Бронсон – реально существующий человек, живущий очень необычной жизнью. Это асоциальный, и даже антисоциальный тип совершенно неприспособленный к жизни в обществе. А общество, встречаясь с такими персонажами, обычно впадает в ступор, а потом решает засунуть их куда подальше, чтобы глаза не мозолили. В тюрьму, там, или в дурдом. Вот и Бронсон большую часть жизни провел за решетками. Но он там не скучал (он даже написал книгу про занятия фитнессом в одиночной камере). Рефн, как режиссер, и Харди, как актер, прекрасно поработали, воплощая историю Бронсона на экране. Герой вызывает и симпатию, и восхищение, и отторжение, и даже жалость, ведь Бронсон тоже лишний человек в этом мире. Яркий, но лишний.

кадр из фильма "Бронсон". Орел! В фильме Том Харди несколько раз радикально заголяется, если кому-то это интересно
кадр из фильма "Бронсон". Орел! В фильме Том Харди несколько раз радикально заголяется, если кому-то это интересно

8 из 10

5. «Седьмая печать» - Ингмар Бергман, 1957 год. Я почему-то всегда полагала, что «Седьмая печать» будет очень мрачным фильмом. Философское эссе и все такое. А оказалось очень живое, интересно и с юмором рассказанное кино. Смотрится буквально на одном дыхании. А что до смысла, то на то оно и философское эссе, чтобы каждый подумал над этим сам.

кадр из фильма "Седьмая печать" Даже белочка в фильме Бергмана преисполнена смысла и отчаянно символизирует
кадр из фильма "Седьмая печать" Даже белочка в фильме Бергмана преисполнена смысла и отчаянно символизирует

10 из 10

6. «Сьераневада» - Кристи Пую, 2016 год. Очень длинный и очень скучный фильм. Это как раз тот фильм, который можно приводить как пример того, почему никто особо не любит «авторское кино». И ведь идея то не плохая. Похороны, семейные дрязги, обычные человеческие конфликты. Все это могло бы быть интересным, если бы в фильме был хоть какой-нибудь динамизм. А в «Сьераневаде» сюжет вообще никуда не движется. Это похоже на любительскую съемку настоящих поминок и я не спорю, в жизни оно как-то так все и происходит. Но кино – это не жизнь. В кино должен быть сюжет, интрига, искусственная конструкция, которая делает кино так же отличным от любительской съемки события, как картина маслом отлична от фотографии.

6 из 10

7. «Дамбо» - Тим Бёртон, 2019 год.

Обезжиренный Бёртон. Вот реально. Обезжиренный. Вроде и мрачная цветовая палитра, и всякие чудачества, и детишки эти мрачные (хотя ни фига они на самом деле не мрачные) – все как положено в фильмах Бертона. Но нет, не катит, даже сказать особо больше нечего.

6 из 10

Фигня марта - "Сьераневада". Мне реально жалко потраченного времени. Я все ждала, что произойдет что-то интересное, какой-то твист. Ждала... ждала... ... ждала... ... ...

Фильм месяца - "Седьмая печать". Это круто. Это надо смотреть.