Мадридские принципы уже не соответствуют среде безопасности 21 века. Отталкиваясь от собственной оценки возможностей карабахского урегулирования на основе мадридских принципов, могу сказать, что их пересмотр – необходимость. Подобное мнение выразил NovostiNK эксперт по проблемам военной и национальной безопасности Рачья Арзуманян.
Урегулированием карабахского конфликта с 1992 года занимается Минская группа ОБСЕ, представленная сопредседателями от России, США и Франции. В настоящее время процесс урегулирования номинально идет на основе выдвинутых сопредседателями МГ ОБСЕ в 2007 году в Мадриде и обновленных в 2009 году "Мадридских принципов", помимо всего прочего предусматривающих размещение в зоне конфликта миротворческого контингента.
“Данное несоответствие в первую очередь имеет место в силу происходящего изменения смысла и значения самого понятия «урегулирование». Соответственно, нам приходится оперировать не в терминах окончательного урегулирования, а приемлемого процесса, позволяющегося контролировать конфликт, сдерживая его в определенных пределах. Основной целью заинтересованных сторон в рамках подобного процесса становится недопущение хаотизации конфликтной территории”, - подчеркнул он.
Как следствие, международное сообщество, по оценкам эксперта оказывается заинтересованным в существовании на конфликтной территории субъектов, готовых обеспечить базисные функции госуправления. Арзуманян считает, что в условиях узких горизонтов стратегического предвидения, попытки долгосрочного планирования оказываются безосновательными. Соответственно, предполагающие полное урегулирование в рамках многоэтапного плана, мадридские принципы оказались неадекватны существующим реалиям.
В качестве альтернативы принципам эксперт рассматривает т.н. “малые шаги” и соответствующие им принципы и стратегии. В данном случае целью урегулирования становится движение в сторону решения локальных проблем малыми шагами и избегание действий способных дестабилизировать ситуацию. Арзуманян считает перспективной стратегию, выстроенную на создании атмосферы доверия на локальном уровне с привлечением возможностей акторов региональной системы безопасности.
“В этом случае центрам силы необходимо лишь мониторить процессы, способствовать реализации инициатив, не требующих кардинального пересмотра сложившейся региональной системы безопасности. Приоритет в любом случае должен отдаваться способности государств региона поддерживать систему региональной безопасности Южного Кавказа без прямого участия центров силы. Даже в настоящее время государства региона в состоянии обеспечивать региональный баланс. Взятие же функций по обеспечению безопасности непосредственно на себя центрами силы неизбежно превратит страны региона из провайдеров в потребителей безопасности, что во всех смыслах может обойтись этим странам весьма дорого”, - подытожил Арзуманян.
Давид Степанян