Беседы с детьми, о том, как круто , когда большая семья, как это весело, как это здорово и как это иногда может быть тяжело, звучат в нашем доме почти каждый день. Сначала инициаторами были мы, поощряя помощь детей(часто навязанную) друг другу и нам в любых делах. Как это происходит? Вот мои рекомендации:
Первое, что надо сделать - найти то, в чем можно помочь друг другу.
Дети до 3 лет с удовольствием выполняют просьбы родителей касающиеся помощи, ведь ребенок тут же чувствует себя не малышом, а самостоятельным помощником, особенно если за помощь будет искренняя радость и похвала.
С детьми 4-5 лет надо учиться выстраивать диалог, при этом не забывая, про изначальную цель, к которой надо подвести ребенка, как будто он сам не против заняться тем или иным делом.
В 6 и более лет с ребенком уже легко договориться, достаточно вспомнить, что он уже самостоятельная, психически сформированнная личность и относиться к этому с уважением, т.е. говорить на равных, быть готовым отступить, если его аргументы сильнее ваших.
Второе - умело вывести ситуацию в пользу всех.
я говорю сыну (ему 4 года):
- Как ты думаешь, когда "имя дочери" вернется, ей будет приятно, что все игрушки на своих местах?
- Нуу, думаю да.
- Давай я тебе помогу их убрать, а потом мы позанимаемся книгой?
- Да! Да! Да!
В примере выше я вроде и спрашиваю его мнение - "как ты думаешь?", потом отмечаю, что это не моя обязанность (собирать разбросанные игрушки) - "я тебе помогу" и напоследок подчеркиваю, что после завершения уборки мы займемся интересным делом (хотя мы в любом случае позанимаемся, вне зависимости, от наличия игрушек на полу, но он этого не знает). Плюс очевидно мама будет в хорошем настроении, да и Лена порадуется вернувшись с тренировки = он тоже будет рад, потому что детям сложно сидеть с кислой миной, когда вокруг все довольные. А ещё и папа вернется с работы и Андрей "случайно подслушает" как мама его хвалит папе, а папа одобряет его поступки.
Последнее важно: часто на детей оказывает бОльшее влияние случайно полученная информация(подслушал), потому всегда надо хвалить детей даже когда кажется, что они в другой комнате. И никогда не стоит обсуждать их проблемы\неудачи с кем-то другим (подругами, родственниками и т.д.) когда ребенок рядом (и не рядом - вообще не стоит обсуждать неприятности с кем-то кроме отца ребенка). Это унизительно для него. Особенно важной для ребенка является оценка его авторитета, для мальчиков это отцы, для девочек матери. Папа - это тот мужчина, которого мальчик видит больше других мужчин и именно он будет примером, авторитетом для ребенка. О неприятностях мама расскажет папе наедине, а папа наедине обсудит это с сыном, если посчитает нужным. Это их мальчишечьи дела, в них лучше не лезть, папа сам сможет найти нужные слова и время для разговора.
Или:
- Давай, пока я готовлю ужин, ты ваши книги сложишь в стопку, а потом мне останется только убрать их на полку, мы сэкономим на этом много времени и погуляем подольше.
В разговоре надо подчеркнуть, что вы занимаетесь делом вместе, а так же расписать, почему это выгодно делать не одному. На моём примере, потому что если я одна буду делать всё, то останется совсем мало времени на прогулку, я устану и вместо игры в догонялки буду уставшая сидеть на лавке.
Третье - дать положительную оценку действиям ребенка. И научить замечать труд других и хвалить других.
Я сказала дочке, когда мы вернулись:
- Посмотри, как чисто, как приятно возвращаться после тренировки в чистую квартиру! Как хорошо, что тебе, уставшей, сейчас можно спокойно почитать, вместо уборки. Спасибо, "имя сына", что всё убрал.
- Это ты убрал? Молодец!
Сын получил похвалу от меня, удостоверился, что он был прав (Сестре приятно), его думы подтвердились. Глаза горят. Все довольны. Важно: после тренировки по пути домой надо обсудить: как все прошло, что получается, что пока не очень. Похвалить за успехи или старания, подбодрить и т.д. Сделать всё, что бы по возвращению домой ребенок был в хорошем расположении духа. Иначе замкнутый в своих думах он может и не заметить, что что-то поменялось, какая уж тут похвала другому, когда сам нуждаешься во внимании.
Конечно, при случае упомянуть, как тебе(родителю) было приятно, что тебя порадовало и как же здорово, что есть такой помощник опора и т.д.
Конечно, мы не железные, что бы быть нон-стопом крутыми стратегами и бесконечно генерировать похвалу, но чем чаще родители будут обдуманно выстраивать такие ситуации, тем быстрее они услышат от своих детей:
- Мама, чем тебе можно помочь?
- Я ему\ей помогу.
- Давай сделаем вместе.
И в трудные минуты надо вспоминать именно то, что твой ребенок по умолчанию замечательный.
Куда сходить на выходных, читайте тут
Спасибо за прочтение. Подписывайтесь на май канал Дневник мамы-лучика, ставьте лайки и пишите комментарии, это поможет развитию канала.
Хорошего дня!