Литературный мир потрясла жуткая новость: в последнем изданном сборнике Дж. К. Бакстера есть упоминания об изнасиловании им Джеки Стурм — его бывшей жены и известной писательницы. The Guardian разбирался в этой истории, а СПИД.ЦЕНТР публикует перевод.
Новое собрание писем одного из самых значительных поэтов Новой Зеландии содержит откровенное признание в изнасиловании жены. И эта новость взбудоражила все литературное сообщество.
Джеймс Кейр Бакстер умер в Окленде в 1972 году, но по-прежнему числится среди литературных титанов Новой Зеландии. Мировую известность он получил в конце 1950-х годов, после того как сборник его стихов «В огне без возврата» опубликовало издательство Оксфордского университета.
Бакстер всегда был противоречивой фигурой, а в новом собрании его писем, изданном в январе Университетом Виктории, обнаружилось свидетельство об изнасиловании: Бакстер признается другу, что изнасиловал свою жену Джеки Стурм, которая не хотела заниматься сексом.
Новозеландцы, огорченные и разочарованные этим открытием, назвали его «ужасным», «отвратительным» и «шокирующим». По мнению Джона Ньютона, автора рецензии для сайта The Spinoff, теперь нельзя говорить о Бакстере, «не говоря о том, как он думает и пишет о женщинах».
«Бакстер — поэт не для всех. Удивительно, что в литературной критике его представление о женщинах до сих пор практически не встречало возражений», — написал Ньютон в рецензии.
В письме Бакстера об изнасиловании Джеки Стурм в 1960 году можно прочитать: «Сексуальные отношения с женой возобновились. По крайней мере, это уже основа для преодоления трудностей. Достигнуто изнасилованием»; «Предельно ясно, что ни один другой способ не сломил бы сомнений Джей и что она просто свихнулась бы. Она кажется вдесятеро счастливее, но похоже, что сценарий насилия придется повторять каждый раз».
Профессор Пол Миллар — специалист по творчеству Бакстера и глава отделения гуманитарных наук и искусств Университета Кентербери в Новой Зеландии. Он был близким другом покойной Стурм, которого она назначила распорядителем ее литературного наследия. Миллар выразил надежду, что письма Бакстера не сделают Стурм «жертвой» в глазах читателей: она пробыла в этом браке только четверть своей жизни и сама по праву считается важной фигурой в литературе и культуре Новой Зеландии.
по теме
«Он душил меня, несколько раз ударил, разбил губу. А потом я узнала, что еще и заразил ВИЧ»
«Мало того что письмо само по себе чудовищно — ведь это многократное предательство: бесчеловечный поступок, бесстыдное его описание, жестокое предательство доверия, — его публикация снова ставит Джеки в подчиненное положение, как будто она всего лишь персонаж рассказа Бакстера, — считает Миллар. — Я восхищаюсь честностью Джона Вейра и Джона Бакстера, которые издали письма как есть, и все же роль Джеки неоспоримо больше, чем жертва Бакстера… Из всех испытаний она вышла победительницей. Если людям интересно, какой была Джеки, пусть читают ее собственные тексты, а не Бакстера».
По словам Марка Вильямса, почетного профессора новозеландской литературы в Университете Виктории, признание в изнасиловании «стало неожиданностью», но не противоречит тому, что известно о Бакстере: «Свои собственные внебрачные связи он рассматривал как естественное проявление человеческой порочности. И в конце концов дошел до супружеского насилия. Я не уверен, что он был притворщиком, как утверждают некоторые. Он верил искренне. Проблема в том, что религиозность позволила ему смотреть на его сексуальные неудачи, значительные и незначительные, как бы отстраненно и с иронией».
Правнук Стурм Джек Макдональд, у которого письмо вызвало шок и отвращение, сказал, что творчество Бакстера должно быть критически пересмотрено в свете открывшейся правды.
«Письма не оставляют сомнений в том, что поведение Бакстера было однозначно сексистским и патриархальным, и этот факт больше нельзя игнорировать или затушевывать из почтения к его репутации и таланту, — написал Макдональд в мемуарном очерке для сайта The Spinoff. — Изнасилование есть изнасилование. Оно было недопустимо тогда, недопустимо и сейчас».