Что делать, если Вам хамят?
Так сложилось, мне "везло" в жизни на "тяжелых" начальников. Иногда они могли быть просто гениальными людьми, но не возможными в общении с окружающими: они оскорбляли, унижали, прилюдно старались причинить душевную боль.
История первая
На тот момент я работала диспетчером в одной из фирм занимающимися грузоперевозками. Главный механик имел привычку начать разговор с наездов. Причем, исключительно матюгами.
А так как оскорбления были незаслуженными, я первое время впадала в ступор, обижалась и плакала.
Меня спасало лишь то, что вместо привычного стационарного телефона у нас в гараже стояла автомобильная рация. Она имела интересную особенность отключаться ровно через 3 минуты, а так как главный механик не укладывался в 3 минуты, то соединение прерывалось ровно посередине его матюжной тирады.
Он перезванивал и гневно кричал:
- Ты почему кидаешь трубку?
На что я научилась совершенно ровно отвечать:
- Лимит времени на матюги исчерпан. Давайте уже по-существу...
Я не давала повода продолжать поливать меня грязью, он чувствовал, что я не принимаю его оскорбления, и переключался на конструктивную беседу.
К сожалению, отучить его совсем материться по телефону у меня не получилось, из раза в раз начало разговора повторялось. Я придумала выход: как только слышу его голос в трубке - спокойно кладу ее на стол и продолжаю заниматься своей работой. Минуты через 3 я просила кого-нибудь из водителей послушать, он все еще матерится или связь уже прервалась и идут гудки.
Иногда я еще использовала такой прием, говоря:
- Говорите медленнее, я записываю! - как правило, главмех в такие минуты брал себя в руки и прекращал пересыпать речь матюгами...
История вторая
На том же предприятии чуть позже появился еще один матерщинник. Ранее он работал на зоне, и манеру управления зеками он пытался перенести на наших водителей... ну и меня конечно.
Первый раз он выорался на меня при водителях во дворе гаража. Пару минут я стояла, а затем развернулась и пошла к себе в диспетчерскую. Начальник опешил и замолчал...
Порой мне кажется, что агрессия - это проявление беспомощности.
Почему я так решила? Потому что новый начальник ничегошеньки не понимал ни в лесовозах, ни в перевозках, ни в учете...Он видел лишь "единицы машин" в списке... но напрочь не мог отличить машину гидроманипулятором от "шаланды"
Однажды так случилось, что все гидроманипуляторы встали на ремонт, а мой начальник требовал отправить машины в лес...Приехал в гараж и начал материть водителей. Ответка не заставила себя долго ждать - водители обматерили его в ответ, а ехать в лес отказались, не объясняя причины.
Начальник пришел ко мне и удрученно спросил:
- Почему тебя мужики слушаются, куда пошлешь - туда и едут без пререканий, хотя ты маленькая и слабая, а мне не подчиняются? - Я ответила:
- Потому что гараж- не зона. И водители - свободные люди. Что бы ВЫ сказали, если бы вас начали незаслуженно оскорблять? А не едут они - потому что на линию сегодня могут выйти только шаланды. Кто их грузить будет?
Начальник хмыкнул, а потом попросил показать шаланду и гидроманипулятор, чтобы понять разницу между ними. Признаюсь честно, дальше я использовала запрещенный прием, и напоминала ему, кто его учил отличать белое от черного, если он вдруг забывался и начинал повышать на меня голос.
История третья
Часто хама можно остановить, сказав что-то, чего он не ожидает. Что он ждет в ответ на свои выпады? Ответной агрессии. А Вы попробуйте ему сказать: "Спасибо". Или озадачьте: "Вы всегда так злитесь?" - скорей всего человек возьмет себя под контроль и перестанет Вам хамить.
У меня так было, когда мы с дочерью создали танцевальную студию и одна из мамочек настойчиво требовала отдать ей танцевальный костюм, хотя денег за материал и его пошив она не платила. Не смотря на то, что все костюмы в студии шьются исключительно из прибыли, и являются собственностью студии (хотя бы потому, что каждый костюм - это индивидуальный пошив и авторская работа, за которые мы платим не малые деньги), мамочка решила, что она своими абонементами уже выкупила этот костюм и требовала его ей отдать. И вот, в апогее ее истерики я просто засмеялась.
Грубиянка не ожидала такого поворота событий и замолчала. Чтобы уж окончательно ее "добить", я произнесла:
- Думаю, на этом наш разговор закончен.
Она даже не смогла ничего сказать в ответ! Я добилась того, чего хотела - хамство в мою сторону прекратилось.
Для себя я уяснила вот что:
1. Нужно сохранять спокойствие. Не агрессируйте в ответ и не становитесь жертвой.
2. Постарайтесь отреагировать на хамство нестандартно. По его сценарию Вы должны хамить в ответ - а Вы не хамите)) Улыбка и юмор Вам в помощь.
И еще: иногда встречаются "неисправимые" хамы. Они раз от разу продолжают выливать на Вас помои. Если есть возможность - просто избегайте общения с ними. И будет Вам счастье!