На лесоповале уже мало кто работает с бензопилой в руках. Все делает техника. Мы поговорили с оператором форвардера «Монди Сыктывкарского лесопромышленного комплекса» Андреем Уляшовым, и он рассказал о своей работе.
В начале 2000-х годов в «Монди» появились первые лесозаготовительные комбайны - харвестеры и форвардеры для сбора и доставки груза. Один такой комплекс заменял целую бригаду лесорубов. Один харвестер и один форвардер за сутки валят около 500 кубометров леса.
Лесорубы, как и все в «Монди», работают сменами по 11 часов, причем работа не останавливается ни днем, ни ночью. На машинах яркие светодиодные фары. Вахта длится половину месяца, а вторую половину отдыхаешь. Но поскольку лес валят в разных местах, зачастую далеко от дома, то лесорубы на время своей вахты живут в вахтовых поселках. Там есть не только теплые домики, но и столовая, душевая, сушильня для одежды и даже сауна. Правда, туалет на улице.
Оператор форвардера отвозит спиленный харвестером лес, и это еще более тяжелая работа.
- Очень монотонная работа, очень трясет. Если в ночную смену, то засыпаешь прямо. Когда уже это знаешь - отслеживаешь, останавливаешься, минут 15 - 20 поспишь. Я прошел все этапы: сучкорубом, трактористом, вальщиком был… сейчас не легче. Да, теперь один оператор все делает, но там коллектив, приятнее работать, а тут целый день один в кабине, дурные мысли в голову лезут.
Зарплата у операторов форвардера сдельная, но зависит от выработки харвестера. Так что на руки получается уже не как у операторов харвестера, а 65 - 75 тысяч рублей. Андрей сетует, что хотя индексация и проводится, но покупательная способность зарплаты сильно упала.
Андрей - охотник, но ему пришлось вырубать собственные охотничьи угодья. Род Уляшовых один из самых старых в этих краях, угодья передаются по наследству от отца к сыну, и здесь охотился еще прадедушка Андрея. Хотя юридически права не закреплены, но для местных это неписаный закон: охотник никогда не зайдет на чужую территорию.
Андрей в смене самый старший, ему уже 45 лет. Свой льготный стаж он уже заработал дважды, работает с 15 лет. На вопрос, как оценивает повышение пенсионного возраста, взрывается.
- Кто это придумал - убил бы!
- Доживете до пенсии?
- Нет, конечно.