После каждой более-менее резонансной авиакатастрофы паблики начинают пестреть обывательским гневом - почему летчикам парашюты дают, а пассажирам нет?!! Мол самолет летел и выбрасывал бы пассажиров, а они красиво болтались под куполами, и доколе мы будем это терпеть....
Подобные дискуссии были еще за долго до массового интернета, только копья ломались на кухнях и в патентных бюро, где каждая катастрофа провоцировала вал однотипных решений разной степени проработанности: от эскизов карандашом до полных расчетов и чертежей средств спасения.
Но все идеи разумеется крутятся вокруг двух возможностей: отстрелить пассажирскую кабину и катапультировать пассажиров по одному.
Казалось бы, действительно, парашюту уже более 100 лет, на нем научились приземлять многое, даже танки, бодрые десантники прыгают пачками на учениях "Запад-88"... Увы и ах:
Прыгать "всем самолетом" в виде десантируемого модуля невозможно по той же причине, по какой нельзя летать "как птицы" - с ростом веса и объема груза, который надо доставить с высоты, необходимых "энергий торможения" требуется больше на порядки.
Не смотря на все ухищрения, до сих пор даже доставка бронемашины с неба является задачей нетривиальной и рискованной, а спуск машины с экипажем - подвигом, за который дают награды...
Идея же вывесить на куполах огромную тяжелую бочку пассажирского салона, обеспечить автоматикой герметизации, отстрела в разных положениях самолета (падаем, переворачиваемся, кренимся) , открытия купола и посадки является технически нерешаемой задачей. Ничуть не менее сложной, чем возвращаемые ступени Илона, которые кстати приземляются вовсе не на парашюте... Даже эффективный купол (купола) для мягкой посадки груза такого размера из существующих материалов невозможен.
Вторая тема еще более манит, ведь все видели, как из падающей машины вылетает кресло, а через 5 минут пилот дает интервью набежавшим журналистам на фоне обломков.
Но реальные здесь проблемы такие же - эффект масштаба. Удачно "отстрелить" одного пилота возможно, система аварийного покидания даже двоих членов экипажа уже сложна и рискована, трех и более - существуют но куда менее эффективны (количество успешных покиданий Ту-22м значительно меньше, чем катапультирований из одноместного истребителя).
И это даже без той истины, что катапультирование гарантированно убьет - от перегрузок или страха - любого гражданского, даже в костюме и шлеме, и что те, кто однажды сидел в таком "кресле", найдут его сильно отличающимся от привычного самолетного "со столиком", а то и воспримут как что-то на тему "про инквизиторов и их придумки"
Но по большому счету, дело даже не в технических проблемах. На всех изобретениях и их дальнейшем внедрении ставит крест статистика - 90% авиапроисшествий случаются скоротечно, от нескольких секунд до одной минуты,преимущественно на взлете и посадке, когда все данное ему судьбой время экипаж пытается спасти машину. Ни в одной из катастроф последних лет никакие системы покидания не предотвратили бы гибель людей, разве что под Донецком Ту-154 падал в плоском штопоре несколько минут....