Найти тему
Global Cinema

Возможно ли уберечься от авиакатастрофы? Случаи, при которых лучше отложить полет

Оглавление

Авиакатастрофы заставляют забеспокоиться не только аэрофобов. Чаще и сильнее, отмечают психологи, переживают те, чьи родные должны вылететь в ближайшее время. Это называется «травма наблюдателя» – состояние, когда человек ассоциирует себя со случившимся. Глупо советовать не беспокоиться за себя и близких, объясняя, что несчастье не повторится. Однако есть ряд причин, которые действительно могут стать поводом для того, чтобы отказаться от полета.

Катастрофа в Шереметьево

Фото: sledcom.ru
Фото: sledcom.ru
5 мая пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100, летевший в Мурманск, загорелся при аварийной посадке в московском Шереметьево. Жертвами трагедии стали 40 человек. Возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц.
Следствие называет несколько версий крушения: неблагоприятные метеоусловия, неисправность самолета и недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и специалистов, проводивших технический осмотр борта. Как отметили в пресс-службе СКР, на месте происшествия продолжает работать следственная группа. По уголовному делу о гибели людей будут назначены судебно-медицинские и генетические экспертизы.

7 условий, при которых лучше отложить полет

О причинах, по которым происходят авиакатастрофы, Global City, опираясь на слова экспертов, писал в этом материале.

-2

Знать о них пассажирам не так полезно, как вовремя понять, что что-то пошло не так. Вот условия, которые важно учитывать, выбирая между «лететь» и «не лететь».

Погода

-3

Фактор погодных условий профессионалы из сферы авиации советуют не абсолютизировать. Тем не менее, есть ряд опасных метеоявлений, при которых стоит отложить полет: гроза, шквал, пыльная или песчаная буря, смерч, ливни, а также сдвиг ветра, сверхвысокие и сверхнизкие температуры.

Сильное ухудшение погоды в ряде случаев можно предугадать по быстрому падению атмосферного давления, появившимся венцам вокруг Луны или Солнца и усилившемуся ветру.

Предполетная подготовка

Многоступенчатые проверки систем самолета по тщательности сравнимы с проверкой космических кораблей. Тревогу у неспециалиста могут вызывать совсем уж явные признаки вроде вытекающего из двигателя масла или неплотно прилегающих листов обшивки. Но есть одна тонкость, которую заметят все, — время обработки корпуса самолета жидкостью от обледенения. Так вот, по словам пилотов, она эффективна в течение первых 30 минут. Если вылет задерживается и повторная обработка борта не произведена, велик риск, что в небе самолет превратится в «замороженную креветку», а это в свою очередь сделает его тяжелее и повлияет на аэродинамические характеристики. Последствия могут оказаться трагическими.

Статистика

В основу статистики, указывающей на вероятность крушения самолета, ложатся авиакатастрофы, случившиеся за прошедшее время.

Мало кто знает об этом, но в начале 80-х годов при Министерстве обороны СССР работала некая Лаборатория по проблемам прогнозирования аварийности вооружения и военной техники. Так вот она с помощью математических вычислений пыталась предсказывать, когда может рухнуть тот или иной самолет. И за основу таких прогнозов брали именно количество авиапроисшествий в год.

Так что вероятность крушения авиационного судна, по мнению ряда специалистов, напрямую зависит от статистики конкретной авивакомпании и конкретного борта. К слову, по итогам 2015 года среди российских авиаперевозчиков в международном рейтинге безопасности лидировал, как бы это издевательски не звучало, обанкротившийся «Трансаэро».

Состав экипажа

Бытует мнение, что потенциальным риском для авиакатастрофы является уровень знакомства экипажа с аэропортами отлета и прибытия, а также принадлежность к определенной летной школе. Иными словами, если пилот впервые выкатывает самолет на конкретный аэродром — это риск. Если пилот принадлежит к зарубежной школе и впервые выкатывает самолет на конкретный российский аэродром — это риск вдвойне.

Ряд экспертов, анализируя случившиеся трагедии, нередко отмечают, что все могло сложиться иначе, будь аэропорт знакомым для пилотов.

Регион

-4

Тип местности также может повлиять на полет. В частности, для горных районов характерны резкие перемены погоды, частые образования облаков, осадки, меняющиеся ветры и грозы.

В горах, отмечают опытные пилоты, летать по приборам или пробивать облака вверх можно только при отличном знании района полета.

Магнитные бури

Сотрудники Института авиационной и космической медицины провели исследования, посвященные причинам авиакатастроф, и выяснилось, что до 70 процентов происшествий происходит именно в период вспышек на Солнце, иначе говоря, в дни внезапных магнитных бурь.

В иностранных авиакомпаниях, например, даже заранее высчитывают дни вспышек на Солнце и на эти периоды отменяют рейсы, если это возможно. В отечественной практике такого нет.

Срок эксплуатации самолета

Оценить состояние воздушного судна внешне пассажиру непросто. Осмотр самолетов проводится регулярно, и в процессе эксплуатации и ремонта могут быть заменены многие узлы и агрегаты, так что год выпуска борта будет лишь цифрой. Понятия «предельный срок службы» у самолетов не существует, но раз в 12 лет борт проходит полную проверку — вплоть до каждого винтика. Максимально безопасными считаются новые самолеты, только что сошедшие с конвейера, а также те лайнеры, чей возраст чуть больше 12, 24 и 36 лет, так как это говорит о том, что они совсем недавно прошли проверку.

-5

Добавим, что в холодное время года авиацию сложнее обслуживать, однако даже аномально низкие температуры не всегда становятся причиной для отмены рейса, чаще полеты отменяются из-за сильной жары и других неблагоприятных погодных условий.

-6