Технологии, анализ и оптимизация - именно этими тремя словами можно обозначить business intelligence- решение для бизнеса, которое помогает компании в работе с различными источниками данных и налаживании процессов. Проблема в том, что не все игроки рынка по-настоящему осознают нужность BI-решений, а крупный бизнес использует только «коробочные» решения западных вендоров, которые иногда оказываются слишком неповоротливы в работе. Об эффективности BI-систем и различиях казахстанского рынка BI от западного, рассказал Ануар Акишев, управляющий директор DAR Tech.
- Можно ли сказать, что BI реализует мечту руководителя – создает самоуправляемую организацию?
- О самоуправляемой организации речи не идет, но тем не менее, BI может сделать повседневную рутину легче, ведь за счет такой технологии можно контролировать все бизнес-процессы. Можно собрать все интересующие цифры вместе, в одном окне и уже после делать какие-либо выводы. BI имеет отношение к процессу превращения данных в знания, а знаний в действия, которые потом можно использовать для получения какой-либо выгоды. Эффективность такой системы заключается в том, что в компании наводится порядок в отношение всех данных и всей информации.
Нужно понимать, что система BI - это не набор новых отчетов, а дальнейшее усовершенствование всей системы принятия решений. Вместо регулярного получения множества отчетов и их анализа, например, раз в неделю или раз в день, система BI представляет актуальное состояние всей организации с важными показателями и с возможностью дальнейшей детализации.
- В чем заключается эффективности BI-системы? В чем польза для бизнеса?
- BI собирает данные из всех имеющихся в организации источников и представляет руководителю компании выжимку из них, соотнесенную с целевыми показателями. Перед построением BI-инфраструктуры, проводится большая работа по упорядочиваю процессов работы с данными в компании, которые обычно разрознены и лежат в разных папках, excel-файлах, базах данных. Очевидно, что при таком раскладе компания потратит дополнительные человеческие и временные ресурсы, чтобы элементарно консолидировать информацию в единую картину. Кроме того, из-за этого будет страдать скорость получения данных и их актуальность. Таким образом, строя BI в компании, вы, прежде всего, приводите в порядок свои данные, закрепив в виде процесса правила работы с информацией: где хранятся данные, для каких целей они используются, как на базе определенных данных формируются конкретные KPI. Получается, что при BI-системе прививается культура работы с данными. Кроме того, нет риска потери знаний, если компания теряет своего ценного сотрудника.
- Как компании поддерживать работу BI системы, ведь вы строите только каркас, но не участвуете в дальнейшем процессе работы?
- Природа данных имеет свойства меняться. Например, если компания намерена поменять профиль своей деятельности или трансформировать отдельные бизнес-процессы, то вполне возможно, что могут появиться новые источники данных, данные с другой смысловой нагрузкой, а это значит, что необходимо будет пересмотреть BI-процесс, возможно частично, а в некоторых случаях и целиком. Поэтому установка BI-системы никогда не предполагала, что мы ее ставим и уходим. Даже крупные вендорные решения вроде IBM или Microsoft все равно требуют постоянного сопровождающего штата сотрудников, либо свой, кастомизированный штат in house.
- Есть ли кардинальные отличия казахстанского рынка BI от западного? В каких отраслях в Казахстане уже применяются BI-системы?
- Однозначно рынки отличаются и один из ключевых факторов тут в том, что западный рынок насыщен не только крупными вендорными решениями. Там также существует множество небольших компаний, которые предлагают свои разработки в BI. Другим отличием я бы назвал уровень зрелости экспертизы BI. Это касается всего, начиная от инструментов, которыми решаются задачи BI и заканчивая портфолио западных BI специалистов. Если говорить об инструментах, то во многих казахстанских компании используют Excel, который, безусловно, очень сильный инструмент, но он не подходит для комплексных BI задач. Уровень проникновения digital на Западе однозначно выше, чем в Казахстане, соответственно и объем данных вместе с разновидностью бизнес-кейсов по части работы с данными тоже шире и глубже. Я считаю, что в Казахстане необходимость в BI полностью необходима в банковском секторе, электронной коммерции, финтехе, телекоме и в тех отраслях, где сохраняется цифровой след клиента.
- При выборе BI-системы необходимо руководствоваться реальными нуждами конкретной компании или смотреть на перспективу?
- Конечно лучше всего придерживаться золотой середины. Да, хорошо руководствоваться тем, что нужно сейчас, но и смотреть на то, как дела будут обстоять в будущем. Здесь принципиально важна сильная синергия между бизнес-командой и командой BI. В DAR мы развивали BI планомерно, начинали с формирования DWH (единого источника правды и тривиальных задач регулярной отчетности). Сейчас мы пошли дальше и организовали работу с данными на более продвинутом стеке. Задачи идентичные BI, только масштабы совсем другие. Здесь, к примеру, нужно уметь обработать большой объем данных в режиме реального времени, иными словами это задачи big data.
- Как компании реагируют на то, что они должны предоставлять всю необходимую информацию о своих процессах?
- Тут все зависит от того, как глубоко сама компания хочет автоматизировать и управлять своими процессами. Если есть задачи для бухгалтерии, то потребуется интеграция с 1С или другими системами учета. Если есть задачи от digital-маркетологов, то нужна будет интеграция в Google Analytics или Yandex Metrics. В любом случае, как скажет клиент, так и будет.
- BI используются бизнесом для контроля огромного количества данных, но как проверить подлинность этих данных? Существуют ли какое-либо погрешности?
- Погрешности однозначно будут существовать и чем больше эти компании, тем больше этот риск. Например, в крупных компаниях во время подведения итогов года 7 департаментов могут дать 7 разных показателей на одну и ту же тему. Причина тут в том, что в компании все еще нормально не cформировалась культура работы с данными. Опять все сводится к процедурам и процессам, так как должен быть единый источник данных. Погрешности возможны там, где пытаются внедрить BI без перестроения процедуры процесса.
Если речь идет о финансовой отчетности и есть какие-либо манипуляции с данными, например, применение каких-либо мультипликаторов, вычет налогов, то это все должно быть четко прописано, чтобы не пришел новый финансист и не начал считать по-своему. Это касается любого направления, которое есть в компании.
У аналитиков есть расчеты для активной базы, так что нужно просто сделать одно входное окно и сказать: «Ребята, вот этот процесс считаем вот так и если на базе него мы потом будем принимать решение, то давайте сделаем для этого какую-то отдельную процедуру».
- Какое время потребуется, чтобы казахстанские компании полностью перешли на BI?
- Мне кажется, что тут можно заявить о вполне оптимистичных прогнозах. Да, сейчас во многих компаниях большая часть информации хранится на бумажном носителе или в Excel, но уже сейчас есть понимание, что лучше хранить данные в цифровом виде, чем в Excel или лучше автоматизировать отчеты и использовать время на принятие решений, а не на сбор данных. Более того, в нашей стране очень активно продвигается цифровизация не только государственного, но и коммерческого секторов. Это безусловно даст свой положительный эффект, а в целом я считаю, что в Казахстане само направление BI довольно молодое, но требования рынка открывают большие перспективы. Сейчас компании больше склоняются к развитию in-house экспертизы и в BI уже приглядываются не как к штату саппортеров «коробочных» решений, а как к эксперту, который знает, как работать с данными.