Два самых древних казачьих войска возникли хоть и на периферии великих держав современности, но под немалым их культурным влиянием. Поскольку ядро казаков там и там составляли русские православные христиане, священников им присылали из Киева и Москвы. Но в остальном и Запорожская Сечь, и Тихий Дон были полностью независимы соответственно от Речи Посполитой и Русского царства.
Одним из проявлений этой независимости было то, что для увеличения численности войска в казаки часто принимали всех желающих из сопредельных государств. Мультикультурализм того времени предполагал, что такая возможность была и у иноверцев – католиков, мусульман и даже иудеев. Например, в начале 1900-х годов в донские казаки приняли музыкантов-евреев в благодарность за создание полковых оркестров.
Запорожцы еще издавна, бывало договаривались с крымскими ханами о совместных грабительских набегах на окружающие народы, а в годы восстания Хмельницкого такой союз стал официальным. Донцам, входившим в армию московского царя, часто приходилось сражаться с татарскими отрядами русской армии плечом к плечу против общего противника. Так и крепло боевое братство. По древнему закону казаком мог стать даже мусульманин, не меняя своей веры. Воевать против степняков и турок религия не мешала.
У донских казаков мусульмане сначала входили в общий состав войска, а затем, по мере увеличения их численности, были организованы в отдельные отряды. В 1687 году недалеко от Черкасска возникла станица Татарская, где имелась и своя мечеть.
Царская власть была заинтересована в том, чтобы постепенно подчиняемые кочевые мусульманские народы не испытывали никаких притеснений от казаков, чтобы на южных границах страны сохранялся мир, поэтому вступление отдельных воинов в Донское войско и создание там целых мусульманских подразделений только поощрялось.
Похожая ситуация сперва была и в Запорожской Сечи. Поскольку полноправными сечевиками могли быть только неженатые люди, в войско «принимали переселенцев без разбора веры, закона, родины и причин, заставивших их покинуть ее». Среди казаков могли быть и польский шляхтич, и татарский мурза, и молдавский крестьянин. Во время наивысшего могущества Сечи – в первой половине XVII века – иностранцев здесь было до 30 % от общего числа запорожцев. Тут собирались все горячие головы с Восточной Европы, те, кому не жилось спокойно и хотелось проводить свою жизнь в походах и пьянстве.
Все изменило только объявление в 1596 году Брестской унии, подчинившей украинскую церковь Риму, и начало гонений на веру в Речи Посполитой. Запорожцы стали во главе сопротивления русского народа панам-католикам. Отряды запорожского гетмана Северина Наливайко жгли поместья сторонников унии. Хоть восстание тогда было подавлено, каждый из последующих мятежей поднимался под лозунгами защиты православия.
Ожесточение сторон нарастало. Вскоре запорожцы-католики, не желавшие покидать Сечь, были вынуждены креститься в православие. Их примеру последовали и немногочисленные мусульмане. Многолетняя война, которая началась в 1648 году и закончилась только в 1687 году, вычистила казачество от иноверцев полностью. Вместо веротерпимости для Украины обычной стала ненависть ко всем, кто хоть чем-то не был похож на ее средних жителей – по языку, по вере, по внешнему виду.
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки! Автору будет очень приятно. Пишу здесь об истории и современности Украины, о ее жителях и их отношении к происходящему в стране и мире.