Найдите 10 отличий! Их действительно десять! 🤪
Вот почему на выставки надо брать фотоаппараты с хорошим зумом – многие детали всплывают уже дома, при разглядывании снимка, а не в реале при осмотре на расстоянии.
Несколько лет назад я увидела этот шкафчик в каталоге вековой давности. А вживую встретила случайно, на недавней выставке "Русский интерьер", которая проходила в Царицыно. Шкафчик миниатюрный, сантиметров 30 в ширину и 10 в глубину. Спроектирован талантливым художником русского стиля Владимиром Бекетовым в художественном центре Талашкино.
Функционал предмета я могу представить себе с трудом, разве что какие шкатулочки мелкие можно положить за дверцу. Да это и не нужно. Такая вещь создана для украшения интерьера и создания атмосферы. Она как скульптура: её интересно рассматривать с разных сторон, находить новые ракурсы.
Информации об авторе крайне мало. Собираем по крупицам.
Художник декоративно-прикладного искусства ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ БЕКЕТОВ
✓ родился в 1878, умер в 1910, очень рано, в 32 года 🙁;
✓ жил в Москве, окончил Строгановское училище, специализировался по ткачеству, работал декоратором в Большом театре под руководством Константина Коровина;
✓ был близким другом художника Алексея Зиновьева, с которым они вместе учились, а потом работали;
✓ был приглашён другом в Талашкино, где стал руководителем керамической мастерской.
Из воспоминаний Марии Клавдиевны Тенишевой, основательницы Талашкинских мастерских:
" ...Выписали из Москвы, по совету Малютина, двух молодых художников, окончивших Строгановское училище, Зиновьева и Бекетова. Они были большими приятелями и работали очень дружно".
✓ В 1905 году в соавторстве с Алексеем Зиновьевым создал дизайн керамической плитки "Берендей" (уважаемые искусствоведы и музейные работники! вдруг кому встречалась?! поделитесь, где посмотреть! 🙂).
✓ Тогда же друзья спроектировали керамическое панно-вывеску для музея "Русская старина" в Смоленске. Она до сих пор украшает вход в здание музея, в данный момент (май 2019) закрытого на ремонт.
✓ А также написали декорации к пьесе по сказке Пушкина "Мёртвая царевна и семь богатырей", которую срежиссировала Тенишева. Дадим ей опять слово:
"...Зиновьев и Бекетов сделали их чисто сказочными и по краскам, и по рисункам. Особенно удалась светлица богатырей во втором акте. На этом фоне маленькая царевна, в белом, вышитом золотом сарафане, в жемчужном кокошнике, и семь великанов в кольчугах и шлемах составили удивительную картину".
✓ После закрытия талашкинских мастерских Бекетов продолжил творить в области декоративно-прикладного искусства.
✓ Несколько его работ в дереве – шкаф и шкафчик – вошли в каталог "Талашкино", изданный в 1905 году.
Вот как рассказывает о характере Бекетова Мария Тенишева:
"Товарищ Зиновьева, Бекетов, приглашённый для помощи в писании декораций, тоже вступил в число моих сотрудников и остался жить в Талашкине. Отношения между ними были презабавные. Зиновьев первенствовал во всем, Бекетов был его верным рабом. "Володька, подай… Володька, пойди…" — и "Володька" беспрекословно плясал под его дудку. Зиновьев, бывало, учил его уму-разуму: "Никогда не говори того, что думаешь…"
Даже как-то обидно стало за "Володьку"... Хотя, судя по его работам, собственный почерк у Бекетова, несомненно, был. А значит, в творчестве он проявлял себя вполне. Хорошо, что какие-то из предметов дошли до нас не только по старинным фото, но и вживую.
✓ Самое грустное: умер в результате суицида. По воспоминаниям Тенишевой, однажды она приехала в Талашкино и застала его в мрачном расположении духа. Он обижался за что-то на Зиновьева и несколько недель находился в состоянии, как бы сейчас сказали, глубокой депрессии. Мария Клавдиевна пыталась его утешить, разговорить, но ничего не помогло...
Текст и фото: Дарья Филиппова (Interior Writer)
Чёрно-белое фото №1: Талашкино. Изделия мастерских кн. М.Кл.Тенишевой. – С-Петербург: 1905
Цитаты: М.К.Тенишева. Впечатления моей жизни. – М.: Молодая гвардия, 2006
Ещё о русском модерне:
• Шкаф с короной по проекту Виктора Васнецова