С трепетом в груди я заходила в Собор Святого Петра в Ватикане. Мне казалось, что я попала в кино или сон и сейчас, из- за угла выйдет Мекеланджело, а в соседнем зале сотни верующих слушают службу папы Римского. Но, нет - в соборе много туристов и в воздухе висит гул. Возникает ощущение, как будто ты погружаешься в воду и звуки, потихоньку исчезают. Нет, звуки просто плывут в высоте над тобой. Сильное впечатление оставляет внутреннее убранство Собора. Не удивительно, что не избалованные достижениями техники люди Средневековья преклонялись в вере перед Христом и служителями церкви. Ведь все самые гениальные творения зодчих всех веков сосредотачивались в руках служителей Папского престола. Над убранством украшением Собора работали великие мастера своих времен.
Длина Собора равна 211,5 м, а площадь – свыше 22 тыс. м2. Внутри одновременно могут находиться 55 тыс. чел. Это больше, чем вмещают все другие религиозные сооружения. И даже, самая большая в мире новая церковь в Кот-д'Ивуаре, превзошедшая в 1990 г. Собор по высоте и площади, но не по вместимости. На полу центрального нефа есть отметки, указывающие сравнительные размеры других крупных храмов, легко помещающихся внутри.
По периметру Собора находятся богато декорированные капеллы с гробницами Римских Пап и королевских особ. В первой справа капелле Милосердия – знаменитая мраморная скульптура «Пиета» (Оплакивание Христа), в которой во всю мощь проявился гений молодого Микеланджело. После нападения вандалов она экспонируется за толстым защитным стеклом.
Большой вклад в скульптурное убранство интерьера внёс Бернини. Над основным алтарём в центре Собора высится созданный им 29-метровый киворий (балдахин), увенчанный статуями ангелов. Он опирается на четыре витые колонны. Она копирует колонный силуэт иерусалимского храма Соломона. Вести здесь богослужение имеет право только папа. От главного алтаря лестница ведёт в усыпальницу («Исповедальню») св. Петра. Неподалеку установлена бронзовая фигура сидящего св. Петра. Одни её создание приписывается флорентийскому скульптору XIII в. Арнольфо ди Камбио. А другие исследователи утверждают что статуя была изготовлена ещё в V в. в Сирии. Ступни скульптуры блестят от многочисленных прикосновений просителей, загадавших желания.
Среди хранящихся в храме реликвий – мощи св. Иоанна Златоуста, и копьё римского сотника Лонгина, которым был пронзён на кресте Христос. Пятиметровая статуя этого стражника, изготовленная Бернини, стоит в нише одной из колонн. Потрясённый мученической кончиной и воскресением Спасителя, которое он видел, Лонгин стал проповедовать христианство, за что и был казнен.
Главный неф Собора заканчивается алтарным выступом (апсидой) с бронзовой позолоченной кафедрой, творением рук Бернини –отнесенной к семнадцатому веку, и считающейся одной из вершин его творчества. Внутри кафедры сокрыт деревянный трон апостола Петра. По традиции, место хранения реликвии должно напоминать её форму. Поэтому в центре кафедры находится бронзовый трон с барельефом по сюжету вручения ключей апостолу.
С двух сторон трона Бернини установлены четыре фигуры Учителей Церкви. Восточные учители Иоанн Златоуст и Афанасий Великий стоят ближе к трону, а Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин с покрытыми западными митрами головами – с внешней стороны. Над кафедрой находится выложенное алебастровыми пластинами витражное окно, в центре – сияющий в солнечных лучах голубь – символ Святого Духа. Издали он кажется небольшим, но размах его крыльев – около 3 м. Кафедра св. Петра – символ власти понтифика. Один из титулов Папы Римского – «Преемник князя апостолов». Счёт римским понтификам ведут от Петра.
Красота Собора не оставляет сомнений в том, что в его создании принимал участие сам Господь, и даже атеист здесь начинает верить в существование Бога и его силу.
Уважаемый читатель! Если Вам понравилась моя статья, поставьте пожалуйста "лайк" и подпишитесь на мой канал. Благодарю Вас!