Найти тему
Analyze This

Что делать если вам не нравятся друзья вашего ребенка?

Оглавление

Мало кто из нас не ностальгирует по школьным годам с их, с высоты нашего сегодняшнего полета, безмятежностью и чистотой. Впрочем, оценивая мир ребенка по своим меркам, взрослые часто идеализируют детство, пытаясь втиснуть его «в мундир душевной ясности и беззаботности». Но стоит вчувствоваться в переживания собственного ребенка, или просто вспомнить свои собственные, начинаешь понимать, что жить детям ничуть не легче, чем нам, обладающим жизненным опытом, взрослым…

Зачем нужны друзья?

Потребность в другом человеке, в общении с ним, в установлении с ним эмоционального контакта появляется у младенца сразу после рождения. Но сама способность дружить возникает у ребенка не сразу. Только спустя несколько лет после рождения взрослеющий субъект начинает приобретать друзей.

В дошкольном периоде отношение ребенка к сверстникам еще эгоцентрично. Это, собственно, еще не дружба. Друг, хоть он и может так называться, мыслится ребенку пока еще только как партнер для игр. О взаимопонимании и взаимопомощи пока еще нет и речи. Но вот, наконец, ребенок идет в школу, где в течение нескольких лет происходит развитие его способности дружить. И здесь сначала ребенок ценит друзей больше за то, что они делают для него. Лишь позднее (9-12 лет) дети признают необходимость взаимопомощи. Далее (12-15 лет) возникает потребность сопереживать, делиться самым сокровенным. И только в подростковом возрасте сознают, что дружба не может удовлетворить все эмоциональные и психологические потребности; поэтому друзьям не возбраняется устанавливать отношения и с другими людьми.

Вообще, друзья играют огромную роль в процессе «превращения» ребенка во взрослого, который происходит в течение школьного периода жизни. Основные задачи дружеских отношений, завязывающихся в этом периоде, – это отделение и отказ от родителей как главных объектов любви (коими они являлись для ребенка-дошкольника) и нахождение их заместителей вне семьи.

С кем дружат наши дети?

Школа – это жестко структурированная социальная организация. Организованная коллективная жизнь способствует выработке навыков коммуникации. В школе имеются как формальные (классы), так и неформальные, стихийно организующиеся, группы. Последние могут состоять из 2-х и более человек. По какому же принципу выбираются друзья?

Как правило, в товарищи школьниками выбираются сверстники, иногда люди старшего возраста и почти никогда те, кто младше.

Можно провести такой тест: попросите своего ребенка рассказать, каким он представляет себе идеального друга. Возраст этого идеального друга отражает не всегда осознаваемые потребности. Так, если «идеальный друг» имеет тот же возраст, что и ребенок, то это говорит о стремлении к равным отношениям. Выбор же старшего друга отражает потребность в руководстве, примере.

Почему же так редко в качестве друзей выбирают младших? Как ни приятно школьнику чувствовать себя сильным, такие отношения не вполне отвечают его представлениям о дружбе. У тех детей, кто дружит исключительно с младшими, такой выбор зачастую вынужденный. Это может быть как результатом отставания в развитии, так и следствием каких-то психологических трудностей: несоответствия уровня притязаний и возможностей, застенчивости и т. п.

Выбор ребенком друга, который может не нравиться родителям, отражает его внутренние потребности. Чтобы понять, в чем именно нуждается ваш ребенок, достаточно бывает посмотреть на тех, с кем он дружит…

Совсем не обязательно это должен быть ребенок, который похож на вашего – такой же умный, скромный, вежливый и послушный… Он может быть полной его противоположностью. И это порой вселяет ужас в сердца родителей. Но попробуем разобраться – что в данном случае происходит?

Так, несмотря на то, что школьники проводят с друзьями много времени и делятся с ними всем сокровенным, это еще не говорит о том, что их отношения по-настоящему тесны, то есть интимны. Для установления настоящей интимности необходимо такое качество, как «спаянная идентичность», то есть человек должен осознавать и понимать, кто он такой и в чем его предназначение. Идентичность же школьника еще диффузна – его Я выглядит расплывчатым, неопределенным. Потому и не бывает, как правило, той самой настоящей интимности среди друзей-школьников. Потому и выбор друзей часто происходит не по принципу подобия (так как неизвестно, чему именно они должны быть подобны), а по принципу дополнения. То есть в такой дружбе ребенок стремится получить то, чего он лишен. «Плохие» мальчики и девочки представляют часто большой интерес для тех детей, которые вогнаны их родителями в очень строгие рамки. А общение с такими товарищами позволяет им раскрепоститься, вкусить т.н. «запретный плод», который, как известно, сладок.

Несколько рекомендаций

1. Друзья ребенку абсолютно необходимы. Если у него нет друзей, то это должно настораживать родителей. Друзья играют огромную роль в жизни школьника. Благодаря общению с ними происходит естественный процесс отделения его от родителей, что необходимо для его будущей самостоятельной жизни.

2. Выбирая себе друзей, ребенок руководствуется, скорее, не сознательными мотивами (что частенько бывает у нас, взрослых), а делает это неосознанно, стремясь удовлетворить свои глубинные потребности.

3. Если ваш ребенок общается с неподходящими, с вашей точки зрения, друзьями, не стоит «кидаться на амбразуру», пытаясь убедить его в неверном выборе – этим вы только усугубите ситуацию. Постарайтесь понять, почему он сделал такой выбор, чего именно ему не хватает и какие его потребности удовлетворяет это общение. Возможно, вы найдете какие-то упущения в своей воспитательной тактике и, может быть, вместо того, чтобы «бороться» с ребенком, вам нужно будет поработать над собой.

Анастасия Гареева

Читайте также:

Французский психоаналитик, педиатр: напоминание современным родителям

Дети как проект своих родителей, или Заложники психоза

Гендерная флюидность подростков: стоит ли бить тревогу, если мальчик интересуется мальчиками?