Что делает автор комикса: трудится (создаёт некий продукт, чтобы получить деньги и жить на них) или самореализуется?
Это тот вопрос, окончательный ответ на который вам не даст «Переосмысление комикса» Скотта Макклауда. На протяжении всей работы Скотт будет лавировать между двумя этими представлениями, но из-за отсутствия внутреннего разделения труда на самореализацию (делаю то, что хочу) и внешнюю необходимость (делаю нечто, потому что мне нужно на что-то жить) так точно и не сформулирует причины собственной нелюбви к «индустрии» и любви к «авторским комиксам». Но он будет к этому максимально близок.
Точно так же Скотт на страницах «Переосмысления» будет искренне негодовать, почему индустрия комиксов действует в логике, отличной от логики каждого отдельного комиксиста и сетовать на то, что массовый комикс — это, конечно, продукт, созданный для удовлетворения запросов конкретной аудитории, и творческая искра в массовом комиксе почти отсутствует, потому что слишком много людей влияют на его создание и «голос автора» остаётся еле слышен (при условии, если он там вообще есть).
Он вполне искренне поражается тому, что комиксы в какой-то момент из сферы, в которой люди самореализовывались, стали местом для зарабатывания денег. Почему это произошло, он понимает не до конца, но очень этим огорчён (хотя если бы понимал, то вряд ли бы был огорчён так сильно).
Но тем не менее он пытается найти путь, идя по которому комиксисты бы могли реализовывать себя так, чтобы при этом им хватало на жизнь. Его работа вышла в 2000 году и читать её довольно интересно, находясь в 2019. Он лишь предполагает, как распространение интернета могло бы изменить комикс. Мы же живём в мире, в котором есть Patreon, социальные сети и почти мгновенные денежные переводы. Поэтому интересно наблюдать за тем, как он пытается обосновать появление того, что мы сейчас имеем, пусть и не в такой форме.