Сразу говорю - это не статья про расценки и не справочное пособие, сколько надо оставлять бортпроводникам на чай.
Это просто рассказ, беллетристика, из книги "Дневник стюардессы". Но основан он на вполне реальных событиях.
КАТЯ-ОГОНЁК
В девяностых, в моем отделении узкофюзеляжной отечественной техники карьеру было сделать легко. Ну как, карьеру? Возвыситься от статуса простого бортпроводника до статуса «Старший бортпроводник экипажа» можно было за год. Правда, громкое звание было подпорчено пометкой «Внештатный». Официально на бригадира тебя не учили (да и нельзя по регламенту, пока не хватает стажа и класса), надбавок к зарплате не было. Так сказать, на голом энтузиазме предлагалось взвалить на свои худые плечи весь возможный гемморой в рейсе. Но в отделении наблюдался острый дефицит старших бортпроводников по причине того, что молодые кадры, набрав опыта, моментально убегали на импортные самолеты, а предпенсионеры открещивались от заманчивых предложений о бригадирстве обеими руками. Они — люди опытные. И понимали, что вся надбавка уйдет на лекарства от нервного истощения. Так что не ты выбирал карьеру, а карьера выбирала тебя. Вернее, начальство выбирало себе жертвы из тех, кто отлетал без косяков хотя бы полгода-год. В подчинение таким зеленым «Старшим бортпроводникам» ставили в рейсы еще более зеленых новичков. Приходишь в диспетчерскую, берешь задание на полет — а там вся твоя бригада только после учебного центра. У кого месяц налета, у кого два. А у кого и вообще нули. А кабы чего не случилось, да и чтоб пассажиры не пугались, увидев такую бригаду «Ух!», комплектовали молодежью самые короткие рейсы. Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Волгоград. Всего сорок минут полета — ну что там может произойти? Взлет, посадка. Всем спасибо, все свободны. Американские горки для пассажиров и экипажа. Немного страшно, но быстро заканчивается. Трешь из памяти сразу на выходе из самолета и едешь домой отсыпаться — завтра тебя ждет тоже самое.
Вот один такой рейс по России в качестве «внештатного» старшего бортпроводника экипажа. Встречаюсь с бригадой. Смотрю задание — ага. У нас одна девочка только после стажерских полетов. Первый самостоятельный рейс. Девочка хорошая. Милая-белорусая. покладистая и тихая — просто мечта любого бригадира. Беру к себе в бизнес-класс, чтоб под присмотром была. Выясняю, что она в авиакомпанию пришла сразу после института Мориса Тореза. Испанский, английский. Вообще моя тема. Летим. На на взлете-посадке обсуждаем особенности обучения испанскому в ее альма-матер, отличие аргентинского диалекта от пуро кастильяно и прочую милую фигню.
Вдруг, с темы аспирантуры и обожаемого Маркеса, стажерка соскакивает на тему курса швейцарского франка к рублю, потерям при обмене и остальным деталям валютного дела. Поясняет: у нее пару дней назад была «провозка» с инструктором в Цюрих. Так вот, в полете ей чаевые дали в швейцарских франках. Две тысячи. «Вот, смотрите!» - вытаскивает несколько крупных иностранных купюр из сумки - «Я их с собой ношу. Боюсь дома оставлять, вдруг родители найдут и еще чего нехорошее про меня подумают? Может, лучше на рубли поменять? Маме отдам - скажу, первая зарплата на работе. Но курс такой обмена не выгодный и обменники в моем районе не принимают, наверное, надо в центр ехать?»
Первая реакция при виде денег– докатились! Наберут по объявлению. В голове умножаю 2000 франков на курс четыре тысячи, приглаживаю ирокез, в который у меня волосы сложились сами. Вторая мысль. Да не. Чаевые бортпроводнику? И еще столько, три зарплаты? Не может быть. Девчонка меня однозначно разыгрывает. Ну ладно, посмотрим, кто кого.. – «За что деньги-то дали? Свой парашют отдала или сексом в туалете занималась? И кто у тебя инструктор на рейсе был?»
Краснеет страшно.. "Нет, что Вы! Каким сексом! Я просто слова песни Кати Огонёк пассажиру подсказала. Ну и спела с ним еще. Немножко.. А инструктор - и называет фамилию одной не очень хорошей дамы из нашего отделения. В глубоком климактерическом маразме и с ненавистью к любому кокетству. Которая вместо того, чтобы на пенсии спокойно грядки возделывать, еще летает и тиранит молодых девчонок. Я с этим инструктором еще лично не пересекалась, но слухи ходили, что многие по туалетам плакали, когда она снимала с рейса за слишком, по ее мнению, фривольный макияж, короткую юбку или цвет лака на ногтях. У меня волосы уже не приглаживаются обратно и начинают вполне себе громко искрить.
Девочка меж тем рассказывает. Летели в Цюрих. Она с инструктором впереди. В салоне бизнес-класса всего один пассажир. Солидный мужчина в костюме и с депутатским значком. Выпил коньячку. После того, как бутылка закончилась и откупорили вторую - петь начал. Так случилось, что в одной из песен слова забыл, а стажерка шла мимо и на автомате подсказала. Мужик так расчувствовался, что стюардесса знает песни Кати Огонька, что предложил ей выпить и спеть хором. Она к инструктору - так мол и так. Инструктор вся вскипела: "Ах он гад! Да как он посмел! Но знаешь что, детка.. Этот пассажир у нас суперВИП. Какой-то депутат и, мол, друг кого-то там из.. То ли личный джет сломался, то ли в демократию решил поиграть и полетел обычным рейсом, правда выкупив весь бизнес-класс. А вдруг нажалуется на нас? Ты, это, конечно, не вздумай пить с ним или петь. Иди, постой там рядом.. Слова, если забудет, поподсказывай.. "
Так девочка до конца полета в караоке и играла. Напоследок он вручил им по две штуки. Сказал, что давно так душу не отводил и скрылся в рукаве аэропорта города Цюрих.
Я все выслушала. Поняла, что переутомилась. Пора отказываться от ночных рейсов, видимо. Стюардесса, подпевающая пассажиру. Милое дитя с красным дипломом и строгими родителями, наизусть знающее песни Кати Огонька. Бывший парторг и главная святоша, влегкую подставляющая стажерку – лишь бы чего не случилось.. Сам депутат, из всех видов песнопений предпочитающий тюремный шансон и совершенно не стесняющийся демонстрировать это свое увлечение.
Последнее-то как раз укладывалось в моей голове. Но первые три просто взорвали мозг. Прикидываю, когда у меня следующая медкомиссия и смогу ли я пройти ее без проблем.
Один вопрос был не решен. - "Скажи! А откуда ты знаешь наизусть эти песни?" – "Да понимаете. У меня сосед с зоны вышел. Дома сидит, целый день музыку слушает. Он слух наполовину потерял, поэтому громкость большая. Как будто у нас в квартире играет. Память натренированная. Пару раз послушаю - запоминаю. Я уже весь блатной шансон выучила."
Напоследок я ошарашенно пожелала ей удачи, расширения репертуара и почаще записываться на рейсы в Швейцарию.
Больше я с этой девочкой не пересекалась. Надеюсь, с такими талантами, знаниями и покладистым характером она быстро вышла замуж. А я после рейса заехала в палатку с кассетами. Выяснить — кто же такая Катя-Огонёк и купить пару сборников, чтоб выучить слова песен. А то вдруг пригодится на рейсах в Лондон, Ниццу, Цюрих и Женеву?
Дорогие друзья! Если понравился рассказ - ставьте лайки, подписывайтесь на канал!
Ну и не забывайте про книгу. Купить ее можно в любом книжном магазине в России. А также через интернет, допустим здесь..