Логистическая отрасль России из года в год принимает попытки к развитию, накапливая притом проблемы, которые зачастую решаются по мере поступления, но не предотвращаются заранее. Наиболее сложный тип грузоперевозок – проектная логистика, предоставляющая организацию доставки грузов любого масштаба, требует специфических условий транспортировки и индивидуального подхода к каждому клиенту.
Нелицензированная деятельность экспедиторов и перевозчиков, одна из основных проблем на сегодняшний день, в результате которой возрастают риски порчи или и вовсе – потери груза при кажущейся начальной экономии. Хорошие услуги не могут стоить дешево, здесь, как в той поговорке: скупой платит дважды. Но в ближайшем будущем все может измениться – сегодня начала прослеживаться тенденция на появление лицензий и установление степеней проверки.
Еще один предмет обсуждения – отсутствие мониторинга местонахождения, что может привести к простоям машин и дополнительным убыткам. О цифровизации транспортной схемы говорил глава правительства РФ Дмитрий Медведев в конце 2018 г., подчеркивая, что скоро «умные» дороги, способные самостоятельно отслеживать в том числе и нелегальные перевозки, станут обыденностью. Каким образом и в какие сроки будут оптимизировать ГЛОНАСС и смежные системы – до сих пор открытый вопрос. Но большие платежи за негабаритные грузы и сложности в работе с ними просто не позволяют оставлять эту тему без внимания.
Уже сейчас, по словам министра транспорта РФ Евгения Дитриха, ведомство выделило ряд ключевых направлений, на которых будут сосредоточены усилия в области цифровой трансформации: оптимизация мультимодальных грузовых операций и создание платформенных решений для выполнения бесшовных перевозок, быстрое и качественное оформление грузов, в том числе в трансграничном сообщении, их сопровождение на всех этапах с использованием систем прослеживаемости и электронных товарно-транспортных документов.
Переводя отрасль в цифры, необходимо отметить, что в 2018 г. количество компаний, закупающих услуги в секторе B2G составило около 2.2 тыс., а общий объем закупок транспортных услуг по 44 ФЗ – 13.903 трлн руб. В секторе B2B – примерно 2.4 тыс. компаний с общим объемом закупок по 223 ФЗ на 227.825 трлн руб.
Упомянутые цифры говорят о том, что конкуренция среди простых логистических компаний высокая, они исчисляются тысячами, а плохие дороги в стране, отсталая транспортная инфраструктура, износ автомобилей и малое количество грузовых терминалов, а также их низкий технологический уровень, как и все предметы обсуждения, приводят не только к серьезным убыткам, но и к ослаблению позиций на мировой арене, и всё это происходит при постоянном повышении тарифов и пошлин.
В области проектной логистики конкуренция намного ниже: на отечественном рынке зарегистрировано значительно меньшее количество организаций, главная задача которых – полное понимание цепочки поставок, потребностей и трудностей, с которыми можно столкнуться, учитывая и то, что они предлагают не простую перевозку, а сложные инженерные решения.
Об авторе: Анна Ягудина – заместитель генерального директора российского офиса ISS GS – совместной «дочки» российской инвестиционно-управляющей группы CREON и глобального логистического оператора ISS Global Forwarding, принадлежащего Инвестиционной корпорации Дубая, в число активов которой входит международный авиаперевозчик Emirates. В течение ряда лет Анна возглавляла департамент углеводородного сырья в CREON Energy, в сферу деятельности входили организация отраслевых мероприятий, проведение маркетинговых отчетов и консультационные услуги.