Можно попасть в неприятную ситуацию из самых гуманных побуждений. В этой ситуации пострадает и тот, кто бесплатно работает. И тот, кто этой бесплатной работой пользуется. Доктор Фрейд дорого брал за свои сеансы. И в ответ на странные претензии начал параллельно бесплатно лечить психоанализом некоторых пациентов. Одних - платно. Других - совершенно бесплатно. И вот бесплатные пациенты не получили никаких улучшений. А бесплатно слушавшие лекции люди не извлекли никакой пользы. Они стали опаздывать и пропускать занятия…
Бесплатный мальчик был у моего знакомого, преподавателя-репетитора. Это был сынок соседей. Мой товарищ только начинал свой бизнес. Денег мало было, а нужно платить за помещение, купить специальную доску, платить страховые взносы, налоги, бухгалтерские услуги оплачивать… Ну, кто на себя работает, тот знает. И ни отпуска тебе, ни больничного. На свой страх и риск открыл товарищ школу немецкого языка.
И соседи попросили пристроить их мальчика. Они сказали, что они бедные, а мальчик мечтает говорить на языке Гёте и Шиллера. И вообще, соседи же. Не чужие. И мой знакомый, интеллигентный и мягкий человек, мальчика взял в группу. Из добрых побуждений. И потому что не хотел портить отношения. Через неделю он уже забирал мальчика из школы и после занятий языком отводил домой - соседи же! Это нетрудно. Кормил мальчика обедом. Помогал с другими уроками.
А родители проявляли заботу: звонили непрерывно и спрашивали, как дела у мальчика. Как он овладевает языком. Почему «тройка» по математике? И почему весь в снегу пришёл мальчик? И вообще, неплохо бы гулять подольше после занятий. А потом папа мальчика ночью стал звонить, выпивший. И требовать отчета о своём мальчике. И мама тоже звонила и писала разные замечания. И учила, как с мальчиком обращаться. А мальчик не занимался и обижал других детей. И мешал вести занятия. И вёл себя развязно очень, что неудивительно - он считал преподавателя личным гувернером…
Мой знакомый оказался не мямлей все же. Он был хороший педагог, просто вот допустил промашку - бывает. Он сам позвонил ролителям и сказал: «или вы будете платить за занятия и самостоятельно водить мальчика. Или вам придётся его забрать. Все». Конечно, родители всяко обругали преподавателя. И написали про него кучу гадких отзывов. И даже обвинили, что он нанёс мальчику психологическую травму и потребовали возместить ущерб. И этого бесплатного мальчика мой товарищ по сей день вспоминает.
Никогда не работайте бесплатно. И не поступайте так: все платят, а мальчик бесплатный. Лучше после работы уделите время и силы бесплатному мальчику, если, конечно, время и силы останутся. Их мало после работы остаётся. Иногда не остаётся вовсе. И надо помнить - изучение языка, скажем, - это роскошь. Это не хлеб и суп, которыми мы готовы с голодным поделиться. Бесплатное не ценится. А привычка пользоваться порождает злобу и ненависть, когда мы отказываемся и дальше бесплатно выполнять работу, которой становится все больше и больше…
Анна Кирьянова