Эта книга не потрясает воображение, а скорее, собирает воедино те наблюдения и неосознанные знания и факты, которые окружают нас каждый день. Немного расскажу о внутреннем содержании.
Рассказ начинается с частных случаев изучения понятия привычки, ее появления, действия и изменения. Выявляется, так называемая, петля привычки (знак-действие-награда). Например, одному человеку с очень редким заболеванием (вирусный энцефалит мозга), создание привычек помогло прожить 7 счастливых лет (его проблема заключалась в том, что он забывал события происходившие 5 минут назад).
От привычек одного человека, повествование переходит к примерам командных привычек, которые помогли захудалой футбольной команде «Бакканирс» из Тампа (Флорида) стать одной из лучших команд лиги. Привычка не думать в определенных ситуациях, а действовать по заранее отработанной схеме, делает реакцию игроков быстрее. Что и приводит команду к победе.
Дальше - интереснее. Корпоративные привычки. О том как Starbucks из маленькой кофейни в Сиэтле, превратилась в многомиллиардную кампанию-гиганта с 17 тысячами торговых точек по всему миру. Ведь не так просто продержаться целую смену с улыбкой на лице и хорошим настроением. Даже если тебе попался психованный и грубый клиент.
Но привычка и ее составляющие - это только пол дела. Просто так взять и выработать привычку невозможно. Ученые изучили факторы влияющие на ее формирование и пришли к выводу о существование такой важной «мышцы», как сила воли. О том, что это и с чем это «едят», также рассказывается на примерах.
Однако, у всего есть оборотная сторона. Не все привычки приводят к положительным результатам. Об этом ярко свидетельствуют рассказы неудачных хирургических вмешательств в больнице Род-Айленда или о страшном пожаре в лондонском метро на станции Кингс-Кросс в 1987 году (тогда погибли 31 человек и еще десятки людей получили сильнейшие ожоги). Все это результат организационных привычек, созданных с целью поддержания мира: между докторами и медсестрами (первые считали, что они боги и вершители чужих жизней, в то время как вторые - всего лишь пешки и недостойны внимания), между разными отделами одной организации (территория «четырех королей» - так обозначили отделения машиностроения, сигнализации, электротехники и механики в лондонском метро). Шаткий мир, который может привести к катастрофе.
И это только вершки историй, да и то не всех. Прочитав эту книгу, вы узнаете о том, как кампании прогнозируют и манипулирую привычками потребителей (напоминает нейронные сети, не правда ли?!), как зарождаются движения с помощью «слабых связей» (на примере борьбы чернокожих за отмену закона о сегрегации) и о том, несем ли мы ответственность за свои привычки (муж-лунатик задушил жену во сне, думая что спасает ее от маньяка - виновен ли он?).
Желаю вам приятного чтения 🙂