1. Спецназовцы это парни с большими кулаками, дерущиеся как ниндзя. На худой конец - как Чак Норрис.
На самом деле рукопашный бой более-менее важен только для бойцов специальных подразделений правохранительных органов, которым нужно задерживать или усмирять с применением нелетального насилия граждан. Например в регионе, где живет автор, на региональных соревнованиях среди силовиков по рукопашному бою регулярно побеждала команда спецназа ФСИН, то есть - тюремные "маски-шоу", которые заключенных воспитывают и приводят к повиновению. Ни ФСБшники, ни армейский спецназ, ни СОБРовцы с омоновцами, ни ВВшники, так и не могли составить им конкуренцию. Практика, как ни крути.
Бойцы же армейского спецназа и ССО со своими противниками не дерутся. Они в них стреляют или взрывают их. Поэтому и рукопашный бой им не так важен. Немного особняком тут разве что боевые пловцы. Даже специальное подводное огнестрельное оружие под водой работает где-то метров на 15-20, плюс видимость под водой может быть даже меньше этих величин. Поэтому рукопашный бой боевых пловцов под водой вполне вероятен.
Разница между армейским спецназовцем и пехотой не в том, что первый круче машет кулаками, а в том, что пехота до места боя едет. А спецназовец все свое снаряжение, боеприпасы, даже еду несет на себе. Причем не от спрыгивания с БТРа до занятия окопов противника, а многие километры, чтоб сначала дойти до цели, а потом вернуться обратно. Поэтому требования к физической подготовке армейского спецназа очень хорошо выражает шутливая армейская поговорка: "Спецназовец должен стрелять как ковбой и бегать как его лошадь". Так что на самом деле в армейском спецназе бойцов не столько учат драться, сколько они просто очень много бегают и ходят по пересеченной местности. Причем со снаряжением, которое у них намного тяжелее чем у обычного пехотинца. Так что армейские спецназовцы по физподготовке скорее похожи на альпинистов, охотников-промысловиков или туристов-любителей: это жилистые и выносливые парни, привыкшие очень много ходить по лесам и горам. При этом они еще и достаточно сильны,чтоб тащить на себе по этим лесам большой груз.
Рукопашному бою, конечно, тоже учат на уровне выше обычной пехоты, но это не занимает столь большого времени, сколько маршевая подготовка.
А как же снятие часовых, спросите вы? И тут мы плавно переходим к следующему мифу
2. Спецназовцы и разведчики снимают часовых бесшумно подбираясь к ним сзади и перерезая им горло. Так в кино показывают
Это было актуально в годы Второй мировой. Сейчас же, с развитием и широким распространением бесшумного огнестрельного оружия, часовым обычно просто стреляют в голову из этого оружия. Это намного надежнее и безопаснее, чем снимать часового с ножом. Но на показухах на всяких армейских праздниках это не так красиво смотрится, поэтому там разыгрывают целые представления со всякими эффектными способами снятия часовых врукопашную, и люди потом думают, что так оно и происходит в реальности.
Кстати о бесшумном оружии:
3. Пистолеты и автоматы с глушителем действительно бесшумны. В кино только небольшой свист пули при выстреле слышно
Это не так. Звук выстрела из наиболее у нас распространенных пистолета ПБ и винтовки ВСС - это нечто среднее между выстрелом из пневматической и малокалиберной винтовки. В караульном помещении не услышат, как из этого оружия застрелят их часового на посту, но вот если метрах в 15ти от часового стоял какой-то другой боец, то он услышит звук выстрела, звук попадания пули в часового, а он тоже достаточно громкий, особенно если пуля металлическую каску пробьет, ну и звук падающего тела. А увешанный всем необходимым часовому боец, скажу я вам, падает достаточно громко, даже если не кричит при этом. Но правда вовсе не факт, что этот боец успеет понять, что произошло и поднять тревогу, пока его тоже не застрелят. Звук выстрела бесшумного оружия не только намного тише, но и просто отличается от обычного оружия. Так что привычные к обычной стрельбе бойцы даже слыша выстрелы обычно не сразу понимают, что по ним именно стреляют.
4. Вся группа спецназа вооружена только бесшумным оружием
Часто в кино показывают что все, или большинство разведчиков-диверсантов вооружены бесшумным оружием. На самом же деле обычно только головной дозор и командир группы имеют основным оружием бесшумные винтовки ВСС. Большинство же бойцов разведывательно-диверсионной группы вооружены обычными автоматами или автоматическими винтовками со съемными ПБС(глушителями), и даже пулеметами. Иногда вторым оружием они могут нести ПБ или другой бесшумный пистолет. Почему так? Да потому что у бесшумного оружия есть существенные ограничения и недостатки, о которых обычно не говорят в кино:
- Бесшумное оружие плохо приспособлено к интенсивной стрельбе и тем более - стрельбе очередями. Оно выдерживает не слишком интенсивную стрельбу одиночными, или одну-две коротких очереди, после которых надо дать оружию остыть. То есть подходит только для бесшумной ликвидации одиночных противников, но не для активного боя. При интенсивной стрельбе глушитель "прогорает", после чего перестает глушить звук выстрела. Еще одна проблема что при стрельбе с глушителем оружие намного интенсивнее засоряется нагаром, да и при каждом выстреле из оружия с глушителем стрелок получает отражающимися в ствольную коробку пороховыми газами в лицо
- Бесшумное оружие имеет худшую дальность, точность и пробивную способность. Для того, чтоб глушитель эффективно работал, пуля должна иметь скорость ниже скорости звука, так как иначе будет слышен звук ударной волны порождаемой пулей, как удар хлыстом. Это плохо, если придется стрелять на большие дистанции, или по противникам в бронежилетах.
5. Операция спецназа - это много стрельбы и взрывов
На самом деле большая часть боевых выходов групп СпН стрельбы по противнику не предусматривает вообще, и задачи заключаются в поиске противника, наблюдении за его действиями, наведении авиации, связи с зафронтовой агентурой, если других способов связи нет, или даже просто разведке местности в тылу противника перед наступательными и десантными операциями. Еще один огромный пласт задач связан с обучением союзных повстанцев или военных разведывательно-диверсионной работе. Так что большую часть задач спецназ решает без единого выстрела и часто если стрельба началась, это означает что все пошло совсем не так, как планировалось. Очень часто начало стрельбы является и началом конца разведывательно-диверсионной группы.
6. Спецназовцы настолько круты, что запросто побеждают в бою многократно превосходящего противника
На самом деле открытый бой даже с равным, не говоря уже о кратно превосходящем группу противником, - это смертельная опасность для группы. И часто такое заканчивается гибелью разведгруппы или попаданием ее в плен в полном составе. Ведь вспомним, что из оружия у спецназа только то, что можно унести на себе. Этим же ограничен и боезапас. Состав группы, как правило, - 12-13 человек. Нередко - 6 человек. Так что открытый бой даже с мотострелковым взводом для группы спецназа нежелателен и может закончится плохо.
В чем же секрет успеха спецназа? В скрытности и внезапности действий. Основная тактика - напасть на не готового в данный момент к бою противника, нанести максимальный ущерб пока противник еще не успел развернуться и начать осмысленные действия, и сделать ноги раньше того момента, когда противник таки начнет серьезные ответные действия. Например при засаде основное поражение противнику наносится в первый же момент: подрывом управляемых мин, затем идет добивание оставшихся в живых, пока они не разбежались, и досмотр результатов. Если же противника добить не удалось и он рассредоточился, развернулся и завязал бой с группой спецназа, то эта группа просто максимально быстро уходит, не принимая этого боя, т.к. дальше ловить уже нечего и дело оборачивается уже против спецназа. То же самое и при налете: противника стремятся уничтожить раньше, чем он организует отпор, быстро уничтожить объект налета и со всех ног бежать подальше, чтоб противник не сумел "сесть на хвост" группе, то есть - организовать преследование. Если же этого не удалось, и противник начал преследование, то часто все заканчивается плохо. Как пример, пленение группы спецназа ГРУ чеченцами в начале первой чеченской войны, или разгром иракцами группы SAS, когда часть группы погибла, часть попала в плен и только один человек сумел добраться до своих.
Тем значительнее подвиг российской группы спецназа в Сирии, которая сумела выжить в открытом бою с крупным бандформированием.
7.Спецназовцы бегают в банданах и не носят брони. Они настолько круты, что в них пули не попадают
Спецназ действительно не носил раньше средств защиты. Но не из-за того, что они настолько круты, а потому что раньше средства защиты были слишком тяжелы и неудобны. Ведь как уже говорилось, армейский спецназ ходит на своих двоих и ходит далеко. Если на спецназовца надеть армейский бронежилет времен афганской войны, то он просто далеко не уйдет в нем, учитывая сколько еще ему надо нести помимо бронежилета. Сейчас же ситуация быстро и меняется. Появились легкие и удобные средства индивидуальной защиты и спецназ вполне может быть экипирован в облегченные кевларовые шлемы и легкие бронежилеты.