Вопросом о том, как развить способность ребёнка запоминать большой объём информации, чаще всего встаёт перед родителями, когда малыш отправляется в школу. Существует немало действенных методов, которые помогут справиться с этой важной задачей.
Приступая к фитнесу для мозга, следует знать, что память 6-ти летнего человека имеет свои особенности. У детей она является непроизвольной и кратковременной. Для «тотального» запоминания необходимы усилия, концентрация внимания. Только так можно усвоить новые знания. В юном возрасте это довольно непросто: память избирательна и ей подвластны лишь яркие, эмоционально окрашенные моменты.
Мышление и интеллект будущего всезнайки развиваются в несколько этапов. До года он фиксируется на движениях и запоминает элементарные действия. Его берут на руки, чтобы успокоить или покормить. Ребёнок знает об этом, поэтому затихает. Познание окружающего мира происходит и через тактильные ощущения. Чтобы получить информацию, предмет нужно пощупать, потрогать, взять в рот, попробовать на вкус. Так активируется мозг, и в нём возникают новые нейронные связи.
Гиппокамп, отвечающий за долговременную память, формируется к трём годам. Поэтому до этого возраста люди обычно ничего не помнят о себе.
В среднем и старшем дошкольных периодах очень важным видом деятельности ребёнка является сюжетно-ролевая игра. Она даёт возможность для развития мыслительных процессов, речи.
Произвольная память становится более устойчивой лишь в начальной школе. Для этого необходимо постоянное закрепление изученного, о чём гласит всем известная истина: «Повторение – мать учения».
Чтобы развить мозговую активность, понадобятся регулярные тренировки. Их необязательно проводить в форме занятий. Фитнесом для мозга может стать игра или непринуждённая беседа.
Очень важным моментом является развитие монологической речи. Тема общения должна быть интересной для ребёнка. Возвращаясь из детского сада, поговорите с малышом о том, какие занятия были у него сегодня и чему он научился на них. Пусть расскажет всё в деталях, как можно более подробно. Предложите ему игру «Где мы были, что видели». «Зоопарк», «лес», «магазин», «огород», «игрушки», «профессии» - обо всём этом он охотно поговорит с вами. Главное, не забывать задавать наводящие вопросы, дополнять, пояснять.
С образным мышлением связана игра «Запоминаем и рисуем». В течение непродолжительного времени взрослый показывает картинку, на которой чего-то не хватает: дом без окон; автомобиль без руля; последовательность чисел, где одно отсутствует. Затем изображение убирается, а ребёнок рисует на чистом листе бумаги недостающие детали.
Существует более простой вариант подобной игры. На столе перед ребёнком размещают несколько небольших игрушек. Когда он отворачивается, две-три убирают. Ему следует назвать, чего не стало.
Развивайте ассоциативное мышление. Для того чтобы запомнить несвязанные между собой слова, предложите вашему чаду представить их зрительно, «разместив» в разных местах комнаты. Например, апельсин, стол, бегемот, медведь, ласточка зафиксируются в памяти без особого труда, если первый «положить» в тарелку, второй «поставить» возле окна, третьего «увидеть» на экране телевизора и так далее.
Безотказным проверенным способом является чтение книг и заучивание небольших стихов наизусть. Такое полезное времяпрепровождение позволит расширить словарный запас и кругозор ребёнка. Пусть книга станет для него верным другом. Пересказывая содержание, он сможет хорошо подготовиться к школьным испытаниям.