28 мая 2019 могло бы исполниться 80 лет одному из самых ярких саксофонистов советской и латвийской джазовой сцены. Но, увы, история не знает сослагательного наклонения: рижский джазмен Раймонд Раубишко умер 27 сентября 2000 в возрасте 61 года прямо на сцене, во время концерта в рижском Hamlet Club, где Раубишко был арт-директором.
Алексей Баташёв («Джаз.Ру», 2000)
Умер Раймонд Раубишко (Raimonds Raubiško), латышский тенорист, один из лучших джазовых тенористов Европы. Во всяком случае, именно в таком качестве он однажды в 1968 году сыграл в международном биг-бэнде Вацлава Заградника — он был один из тогдашнего СССР. Раймис был посланцем Риги ещё на первых Таллинских джаз-фестивалях начала 60-х годов, там мы и подружились. Сначала я принял его за баскетболиста — а скоро выяснилось, что он самый высокий джазмен Советского Союза.
Тогда он играл в Рижском Эстрадном оркестре и был самым активным рижским джазменом. Потом не раз встречались — то в его родной Риге, то в Бирштонасе, то в Архангельске, то где-нибудь в Сибири, куда его заносили фестивальные ветры. Трудился он в Эстрадном оркестре Латвийского радио, а джаз заполнял всё его свободное время. В единственном тогда рижском джаз-клубе «Аллегро» зал часто наполнялся звуком его мощного тенора. Он был одним из немногих последователей Сонни Роллинза в годы повального увлечения не менее великим Колтрейном.
ВИДЕО: Раймонд Раубишко солирует в составе Эстрадного оркестра Латвийского радио и телевидения. «Summertime» (Гершвин). Съёмка 1978 г.
Местные джазовые бояре не больно мирволили его «джазовой самодеятельности». Такого диктата, как в Латвии, тогда не было во всей «империи зла»: его тёзка Паулс был особенно строг. Ансамбль Раубишко мог выступать за пределами республики только по разрешению главного музыкального редактора Латвийского радио и телевидения. Тем не менее творческая музыкальная молодёжь оказала сильное противодействие композиторско-партийной верхушке, и от него отвязались.
Его персональная и единственная (среди немногих в то время) джазовая пластинка носила почему-то древнеегипетскую тематику, по каковому поводу делалось немало смелых музыковедческих спекуляций. Потом оказалось, что это была его шутка, или, как бы мы теперь сказали, прикол: его композиции не имели названий, надо было что-то указывать в документации, а под рукой были фотографии пирамид, подписи к которым и стали названиями пьес.
СЛУШАЕМ: джаз-трио Раймонда Раубишко — «Пирамида Хефрена» (1983)
Раубишко — тенор-саксофон, Иварс Галениекс — контрабас, Марис Бриежкалнс — барабаны
В 1990 он попал в американскую Москву (штат Айдахо) на фестиваль Лайонела Хэмптона: в тот год я впервые не посетил этот фестиваль, ставший при моем участии международным. Я слышал о его успехе и искренне радовался за него. Потом мы оказались вместе в Новосибирске на очередном джазовом симпозиуме и обнялись как старые друзья. Мы уже были иностранцами друг для друга. Но музыка границ не знает, и Раймис хорошо это знал, отдавая в последние годы много внимания молодёжи, работая в жюри джазовых конкурсов. Он принадлежал к поколению джазовых бойцов первого послесталинского призыва. И это объединяло их сильнее, чем гражданство по паспорту. Прости, Раймис. СЛУШАЕМ: Раймонд Раубишко «Tumsa Nakte, Zala Zale» (1997)
Александр Смирнов — ф-но, Иварс Галениекс — контрабас, Марис Бриежкалнс — барабаны
Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!