По мере того, как сериал приближается к своему трагическому завершению, я замечаю, что многие поклонники возмущены концовкой заключительных серий "Игры престолов". Множество сообщений о том, что персонажи принимают плохие решения и они так не должны поступать. Но может быть все совсем не так однозначно, как кажется на первый взгляд?
Это шоу о страданиях и войнах.
Люди, которые травмированы, принимают плохие решения. В критических ситуациях они могут вспомнить моменты, когда они чувствовали себя наиболее беспомощными и иногда не могут отличить прошлое от настоящего. Говоря так, я предполагаю, что после 8 жестоких сезонов большинство этих персонажей будут принимать сомнительные решения в принципе. Психологические травмы порождают насилие и страдания.
Мы могли бы проанализировать многих персонажей через этот объектив, но здесь я собираюсь сосредоточиться на Дейенерис Таргариен, чья история является одной из самых трагических. Для тех, кто рассматривал Дейенерис как героя, которая упорно преодолевала все препятствия на пути к победе над злом и стремилась стать справедливым правителем - ее кровавый поворот в конце серии может показаться предательством всего, чем она является. Но если это не история о героизме, а трагедия про боль и травму человека?
Дейенерис - сирота. Ее семья была почти уничтожена в предыдущей войне. Ее близкие отношения - с ее физически и эмоционально оскорбительным старшим братом Визерисом.
Мы можем сделать паузу прямо здесь и принять к сведению, что Дани почти наверняка переживала травмы развития, не имея дома и, вероятно, не имея привязанности к любящим попечителям. К счастью, в современную эпоху у нас есть терапевты, которые помогут разобраться с подобными вещами, но у Дани нет таких ресурсов. И это только начало.
Как только она становится сексуально зрелой, ее брат буквально продает Дейенерис жестокому полководцу Кхалу Дрого в качестве невесты-ребенка. Большинство будет утверждать, что, учитывая ее возраст и положение, она, возможно, не согласилась и поэтому была изнасилована в первую брачную ночь. И в последующие дни мы увидим настоящего монстра. Он ведет свою группу Дотраки в мирные деревни, где они убивают всех, кто сопротивляется, а затем продолжают насиловать женщин. Это муж Дейенерис и она считает, что действительно его любила. Это вовсе не удивительно - пленники часто развивают близкие чувства к своим похитителям в искаженной интимной близости, которая помогает им справиться с ужасом их ситуации.
И так начинается сомнительное путешествие Дейенерис как спасителя.
Она идет по деревне, утверждая, что она невеста Дрого, и героически требует, чтобы насилие прекратилось. Затем она любезно приглашает этих скорбящих и оскорбленных женщин прийти под ее защиту и жить с дотракийцами. Ничто из этого не может компенсировать то, что было сделано с этими женщинами, и мы могли бы задаться вопросом, не будет ли жизнь среди мужчин, которые сделали это с ними, невыносимой пыткой. Тем не менее, мы, как зрители, естественно понимаем благие намерения Дейенерис - по крайней мере, кто-то в этом мире пытается что-то сделать среди ужаса.
Позже, одна из этих оскорбленных женщин, предает Дейенерис и мстит за ужасы, которые с ними совершили дотракийцы. Она отравляет Дрого и убивает ребенка Дэни, оставляя ее бесплодной. Честно говоря, после того, что Дрого заставил ее пережить, Мирри проявляет огромную сдержанность в своих действиях, щадя жизнь Дани. На самом деле в "Игре престолов" редко бывает, чтобы персонаж мстил таким сдержанным образом. Но "мать драконов" видит это иначе. Она сожгла Мирри Маз Дуур заживо в наказание. И здесь у нас появился первый настоящий предупреждающий знак: "герой" пожалел бы эту бедную женщину, понимая, что в конечном итоге они оба стали жертвами Дрого. Вместо этого Дэни заканчивает жизнь Мирри одним из самых болезненных способов.
И в момент происходит волшебство. Дэни входит в пламя. Это попытка самоубийства или интуитивная магия?. Утром она появляется, не сгоревшая, с тремя маленькими драконами, готовыми выполнить ее приказ. У кого не будет безнадежного комплекса мессии после такого опыта?
Люди, которые переживают травму, часто приходят с объяснениями и оправданиями, чтобы помочь разобраться в тех ужасных вещах, которые с ними произошли. Выйдя из сгоревшего огня, Дейенерис теперь имеет все свои необходимые механизмы выживания.
Она спаситель. Она будет беспощадно уничтожать своих врагов. Ей суждено стать королевой Вестероса. Все оскорбления, разбитые сердца и жестокость ее детства были связаны с этим: она свергнет всех тиранов и сядет на железный трон, как избранный.
Это вполне понятно с точки зрения психологии травмы. Но это также раздутое и неуравновешенное состояние души. В наше время у нас есть возможность справиться с нашими травмами посредством специалистов и глубокого осмысления и психологической поддержки, а Дейенерис справляется со своей травмой, спасая людей, сжигая людей и беспощадно стремясь к власти.
Дейенерис медленно накапливает энергию и делает по-настоящему много хорошего. Но, как и почти любой другой персонаж в "Игре престолов", она также делает и ужасные вещи. Ее наказания часто бывают излишне жестокими. Часто она заботится о том, чтобы пощадить невинных, но ее этика становится более мутной, если эти «невинные» так или иначе связаны с теми, кого она считает своими врагами. Самопонимание Дейенерис состоит в том, что она хороший человек, делающий то, что правильно, но у нее всегда была заметная тень.
Когда Дейенерис наконец прибывает в Вестерос,
Ее ожидает еще больше психологических кризисов. Во-первых, почти никто на этом континенте не смотрит на нее так, как это соответствует ее мессианскому самопониманию. Вся ее личность и причина существования, а также механизмы преодоления, связанные с этой идентичностью, внезапно подвергаются сомнению. Она сталкивается с одной разрушительной потерей за другим: два ее дракона, половина ее войска, гибель и предательство ее ближайших советников. И, наконец, Джон Сноу, который, возможно, был единственный, с кем у нее были здоровые логичные отношениях. Каждый отталкивает ее еще дальше от ее собственного чувства безопасности и самоосознания, и ее реакции становятся все более экстремальными.
При обсуждении морали сжигания в предпоследнем эпизоде Дани использует логику военной интервенции: "невинные могут умереть, но это для блага будущих поколений".
И в самый разгар этого момента, я не думаю, что Дани действительно знает, что она делает. Она стала "безумной королевой", унаследовав генетически безумие от своего отца? Может быть, она просто травмированная королева? Одним из самых коварных аспектов травмы является то, что она может разрушать время, запутать то, что на самом деле происходит в настоящем, и в то же время отдалить нас от самих себя, оставляя нас в ловушке прошлого.
И это абсолютно душераздирающе. Ужасно видеть, как эта могущественная женщина с таким большим потенциалом добра поглощена собственной жестокостью. Это ужасно видеть человека, в которого мы верим, предающего свои самые глубокие ценности. Дени превращается в того самого монстра, которого она собиралась уничтожить.
Но история о сопротивлении травме - это путешествие героя. И как я сказала в начале, Игра престолов никогда не была о героях.
Я считаю, что "Игра престолов" - это шоу, на которое стоит посмотреть, потому что оно рассказывает что-то о человеческой природе, с которой нам все еще трудно бороться. На одном уровне это все еще эпическая фантазия, но на другом это очень реально. Цикл насилия и травм реален. Ужасы войны и их долгосрочные последствия реальны. Военные интервенции с добрыми намерениями, которые разрушают бесчисленные жизни, реальны. Трагедия существует как искусство, чтобы удерживать зеркало, чтобы мы могли видеть эти трудные истины такими, какие они есть. Нам может не нравиться то, что мы видим, но иногда все равно важно смотреть.