Найти тему
nii trino

Идея: почему не делать в пассажирских самолётах систему отклонения вектора тяги на основе элементов реверса?

Вспоминаю сейчас катастрофу, произошедшую с Ту-154, когда он пытался подняться над грозой, а в результате угодил в плоский штопор и упал с десяти километровой высоты, так и не сумев из него выбраться. Этой катастрофы однозначно не было бы, если бы было небольшое изменение в системе реверса двигателей.

Для выхода из любого плоского штопора достаточно было наклонить верхний щиток вниз без отклонения нижнего. Это направило бы нос самолёта вниз, что элементарно позволило бы ему снова набрать поступательную скорость.

И спрашивается, почему не внести такие изменения в конструкцию самолётов, у которых двигатели расположены сзади? Эти щитки, отклоняющие вектор тяги, идеально могут помогать самолёту в экстренных ситуациях. Например, если лётчик до упора толкает штурвал от себя - на помощь рулям высоты приходит верхний щиток; если до упора тянет на себя - срабатывает нижний. Тогда самолёт будет управляем по тангажу не зависимо от силы внешнего набегающего потока и сможет легко выбираться из плоского штопора. При этом, основные необходимые для этого элементы уже встроены в конструкцию самолёта в виде системы реверса - нужно только добавить для неё дополнительные режимы работы (которые заключаются в том, что створки отклоняются по отдельности при отклонении лётчиками рулей высоты до упора - в ту или другую сторону).

Также можно расположить двигатели по обе стороны от киля таким образом, чтобы они давали струю на руль рысканья при его особо сильном отклонении - это даст ещё больше управляемости в экстренных ситуациях.

(Кстати, сами заднерасположенные двигатели, по моему мнению, куда предпочтительнее (особенно с такой системой отклоняемого вектора тяги) чем под крыльями, потому что:

1. сильно уменьшается шум в салоне (реактивная струя, создающая шум, находится позади самолёта и экранируется самими двигателями)

2. пресловутый "козел" менее вероятен (двигатели, удалённые по продольной оси от центра тяжести самолёта, увеличивают инерционный момент, и резко поворачиваться по тангажу самолёт просто не сможет: если уж взлетит обратно с полосы - то взлетит надолго).

3. заднерасположенные двигатели находятся ближе к продольной оси - что уменьшает инерционный момент по крену самолёта.

4. заднерасположенные двигатели находятся выше, а не ниже крыльев и не будут втягивать в себя гравий с полосы).

ВСЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ