Последствия идиотизма всегда ожидаемы. Хотя, в отличие нормальных людей, логика их действий непредсказуема. В Пензенской области поставлена ожидаемая точка в истории о том, как поссорились Александр Владиславович и Олег Викторович. Первый – экс-сотрудник ФСБ, второй – исполнительный директор Фонда «Гражданский союз». Фонд «Гражданский союз» в результате внеплановой документарной проверки Минюста по Пензенской области признан иностранным агентом №2.
Хотя мог бы быть номером четвертым или третьим. Например, если бы не закрылся ОФ «АнтиСПИД», руководители которого не пожелали быть ошельмованными. Или если бы не вынудили закрыться под угрозой объявления иностранным агентом НКО «Панацея» в Кузнецке. Все проекты, реализуемые этими НКО в области ВИЧ/СПИДа, прекратили свою работу вместе с организациями. Результаты известны.
Иностранные агенты по формальному признаку
Быть объявленными иностранными агентами в России легко. Достаточно одного доноса «доброжелателя» (по собственной инициативе или по команде «фас»). Команды отдают разные персонажи, далеко не самые умные. Потому что доноса мало – нужны еще и формальные поводы.
Основных формальных поводов всего два: наличие иностранного финансирования НКО и осуществление деятельности, признанной Минюстом политической. Пензенский Минюст долго отказывался замечать в деятельности «Гражданского союза» признаки для навешивания ярлыка иностранного агента. Добрый человек открыл сотрудникам Минюста подслеповатые глаза.
То, что «Гражданский союз» инвестировал в развитие пензенской благотворительности миллионы рублей ежегодно – ни для кого не секрет, отчеты НКО доступны и открыты для всех желающих. Это важно. Последний иностранный грант «Гражданского союза» был от ЮАР. С политической активностью все гораздо сложнее.
Политическая активность НКО
Деятельность любой не карманной и не созданной для распила бюджетных средств НКО, всегда является политической. Карманные НКО – это исполнители и утилизаторы денег налогоплательщиков. Они, в отличие от «настоящих» НКО, не приносят дополнительные средства в бюджет территории, а тратят то немногое, что им выделяют из бюджета. Часто выделяют для покупки лояльности.
Настоящие НКО всегда стремятся к улучшению ситуации, достижению стабильных и системных изменений в общественных отношениях. Другими словами: можно потратить деньги, установив один раз скамейку во дворе, а можно организовать контроль со стороны граждан за расходованием средств организациями, которые эти скамейки должны устанавливать в разных дворах.
Можно из года в год обследовать на ВИЧ бабушек и студентов, не получая никаких результатов и утилизируя бюджетные средства. А можно заниматься деятельностью, которая позволяет не только эффективно выявлять ВИЧ-инфекцию, но и снижать заболеваемость. Без изменения политики этого добиться невозможно. И без граждан (не просто населения) - тоже.
Чем граждане отличаются от населения?
Населению всё происходящее вокруг него – параллельно. Оно, в отличие от О.Шарипкова, не выходит на митинги против пенсионной реформы. Надеются, что это сделают за них, и костерят в хвост и в гриву действующую власть на своих кухнях. А граждане – выходят и выражают свою позицию законными способами.
Населению результаты работы руководителей и их организаций не интересны. Оно с огромным удовольствием будет смаковать новости о том, что НКО признаются иностранными агентами. Потому что него это – шпион и враг.
Население не думает о том, что может настать час, когда конкретному Васе Пупкину государство откажет в помощи. И ему придется обращаться в НКО. Например, для сбора средств для лечения ребенка.
Руководитель отвечает за всё
В России не принято, чтобы руководитель выражал гражданскую позицию, отличную от генеральной линии работодателей. До недавних пор это касалось исключительно руководителей государственных организаций.
Результаты работы руководителей и их организаций мало кого интересуют: можешь воровать (но не попадаться), можешь насиловать (но чтобы заявления в полицию не было) – лишь бы был лояльным. Мол, сукин сын – но это же свой свой сукин сын. Какова власть – таковы и дети.
Другое дело – руководители настоящих НКО. Они мешают, вынуждая менять политику и отношение чиновников как к гражданам, так и к населению. Независимость чиновникам не нравится. Поэтому появился инструмент давления на НКО и их руководителей.
Результаты работы и объемы помощи, оказываемой НКО населению, никого не интересуют. Мало того, что денег на проекты «политических» и нелояльных руководителей не дают…
Теперь за гражданскую позицию руководителей, организации, которые они возглавляют, могут быть объявлены иностранными агентами. Их можно штрафовать и вынуждать к закрытию. Технологии апробированы.
Выводы:
1. Закроется ли Фонд «Гражданский союз» или будет оспаривать решение Минюста Пензенской области в суде? Это дело и воля учредителей. При любом варианте развития событий ущерб имиджу органов власти региона нанесен основательный. А это не может беспокоить только временщиков.
2. Послушные идиоты от третьего сектора денег в бюджет не приносят – они помогают его пилить. Безразлично, региональные это деньги или федеральные. Когда власть не заинтересована в социальных инвестициях, она, в общем-то, выступает не за нормальное гражданское общество, а за сохранение крепостнических отношений.
3. Ход истории остановить нельзя. Логику развития – тоже. Когда наращивается критическая масса тех, кто не хочет жить по крепостническим, коррупционным и уголовным понятиям, назревает революционная ситуация. Так называемые «верхи» уже не могут управлять по-старому.
4. Исход ожидаем и закономерен. В четком соответствии с трудами Маркса-Энгельса-Ленина. Либералы и «иностранные агенты» могут стоять в сторонке. Они лишь могут помочь сделать так, чтобы русский бунт не был слишком бессмысленным и беспощадным. И не привел к развалу страны.