Найти тему
ОNZA | TUVA

Сказители современности

Оглавление

Бабушки на табуретках в музее – прошлый век. Сейчас в галереях современного искусства и классических краеведческих музеях страны работает самая прогрессивная и образованная молодёжь. Не исключение Тувинский Национальный музей имени Алдан-Маадыр - 60 богатырей. Одной из самых молодых сотрудниц является двадцатичетырёхлетняя Жанна Айыжы – старший научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии Национального музея Тувы.

Мне платят деньги за то, что я учусь

Ещё в школе на уроках Мировой художественной культуры Жанна поняла, что поступать будет на культуролога. Университет выбрала случайно и не пожалела. В 2016 году Жанна получила диплом культуролога в Томском государственном университете. После окончания вуза молодой специалист ходила в поисках работы с пачкой резюме. Работы не было, профессия специфическая. Однажды она случайно зашла в Национальный музей. Зайдя в отдел кадров, спросила: «А какую работу проводит музей?». Через три недели её пригласили на работу.

«Я живу через дорогу от музея, но почему-то никогда не интересовалась, что там происходит. Студенческую практику проходила в музеях города Томска. Поэтому, мне казалось, что огромное здание тувинского музея – пустое. Но сразу же, как только приступила к работе, поняла, что глубоко ошибалась. С работы я уходила в восемь-девять вечера, иногда даже не успевала пообедать. Но за эти неполные три года я ни разу не пожалела, что заглянула сюда случайно. Музей – это место, где мне платят за то, что я получаю новые знания. Каждый день при подготовке новых выставок, во время экскурсий, узнаю что-то новое. А потом делюсь своими знаниями с посетителями», – рассказывает Жанна.

В первый же рабочий день новому сотруднику поручили подготовку выставки к 80-летию тувинского радио и 50-летию тувинского телевидения. Правила оформления подсказали опытные коллеги. Составить этикетку (именно так называются надписи к экспонатам) и правильно расположить артефакт на витрине – казалось бы, чего проще? Но и в этом деле есть свои правила.

Экзамен золота скифов

Своеобразным посвящением для каждого нового сотрудника является проведение экскурсии в золотом зале с экспонатами из кургана «Аржаан-2». Экзамен принимают старшие коллеги. В музее говорят: «Если тебя примет Золотой зал, тебя примет Музей. Случайных людей тут нет».

«Я думала, что все самые страшные экзамены в моей жизни позади. Ведь я сдала выпускные экзамены в школе, вступительные в университет, госэкзамен в вузе. Но так, как я волновалась перед первой экскурсией в Золотом зале, я не волновалась никогда. Ночь перед экскурсией провела в обнимку с книгами», – вспоминает Жанна.
-2

Золото скифов одобрило новую сотрудницу. Первыми гостями, которых Жанна принимала в Золотом зале, были руководители Министерства чрезвычайных ситуаций России. В 2018 году Жанне Айыжы доверили провести экскурсию для команды известного российского музыканта Гарика Сукачёва.

Сложные вопросы посетителей

Жанна Айыжы проводит экскурсии как на русском, так и на тувинском языке. Но признаётся, что больше всего ей нравится работать с местным населением. «У многих посетителей сама учусь. Например, мужчины из районов республики, увидев конное снаряжение из «Аржаан-2», сразу говорят, что оно не похоже на традиционное тувинское. А с туристами из других регионов и стран работать ещё интереснее. Однажды у нас побывала пара из Германии. И они задали такой вопрос, который мне в голову вообще бы не пришёл. Точнее, для нас – живущих в Туве – это данность, мы к этому привыкли. А вопрос был такой: «Почему вы сказали, что тувинцы – буддисты? Мы видим, что история и культура напрямую связана с шаманизмом». Когда я рассказала о синкретизме религиозных взглядов современных тувинцев, турист задал ещё один вопрос: «Для шаманизма характерно обожествление природы, вера в духов местности, почитание Синего Неба, светил и Матери Земли. Тогда почему в Туве все плюют на землю?». Этот вопрос поставил меня в тупик. Мне пришлось ответить, что всё зависит от уровня воспитания каждого конкретного человека».

Почему Рушева – гений?

Два года назад Жанна поступила в Уральский федеральный университет. Решила получить второе образование по специальности «Искусствовед». Работает над магистерской диссертацией по графике Нади Рушевой: «Мы думаем, что всё знаем о Наде Рушевой: её биографию, родителей, вклад этой семьи в культуру и искусство Тувы. Но мы ничего не знаем о графических работах художницы. Надю Рушеву принято называть гениальной художницей. Но почему она гениальна, никто точно ответить не может».

-3

Любимое из рушевского наследия – иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита». Эти работы Жанна считает вершиной творчества юной художницы. «Рушева гениальна тем, что невозможно отнести её творчество ни к детскому, ни к взрослому. В её рисунках одновременно детская лёгкость и истинно взрослая глубина. За свою короткую жизнь юная художница, не имея профессионального художественного образования, достигла таких высот, что её рисунки выставляются в музеях. В истории музыки были такие случаи. Например, Моцарт начал творить в совсем юном возрасте. А среди художников – это редчайшее явление. В самом раннем возрасте Рушева уже имела свой стиль. Её стиль – это гармония линий, беспрерывный рисунок. Вот почему она – гений».

Должен ли искусствовед иметь художественный талант? Это главный вопрос искусствоведения. Может ли человек, не умеющий рисовать, разбираться в живописи? Говорят, что искусствовед – это плохой художник. Тем не менее, у истоков русской искусствоведческой мысли стоял известный художник Александр Бенуа.

«Искусствовед – это, в какой-то мере, пресс-секретарь художника. Все свои мысли, свою философию, видение мира художник выплёскивает на картину, но объяснить «что этим хотел сказать» чаще всего творческие люди не умеют. У них другая жизненная задача. Например, работы Шоя Чурука. В каждой из них несколько пластов. Чтобы понять их, надо покопаться в тувинской культуре, в истории скифского периода, даже мировой философии. Для этого и нужен искусствовед – человек, который может проанализировать и рассказать», – говорит научный сотрудник.

Экскурсоводы – современные сказители

Каждый сотрудник музея, помимо научно-исследовательской деятельности, должен уметь провести экскурсию. Но экскурсия – это не заранее заготовленный текст, который нужно оттараторить перед посетителями. В музее экскурсоводов сравнивают со сказителями. Во времена, когда ещё не было ни книг, ни газет, ни радио, ни телевидения, ни даже Всемирной паутины, сказитель был основным источником информации, хранителем знаний целого народа. Сказителей специально приглашали. Это были почитаемые люди. Сказание могло длиться и ночь, и несколько дней, и даже месяц. У каждого сказителя свой темп рассказа. Есть он и у современных сказителей – экскурсоводов Национального музея Тувы.

-4

Экскурсии Жанны Айыжы отличаются быстрым темпом, как конница идёт в поход. Так в былые времена рассказывали истории о сражениях, героях и воинах. А чем не история сражений и легенда о Богатырях-Маадырах история тувинского народа?

«Мои друзья иногда спрашивают, почему я работаю в музее? Что интересного в научной работе? А мне интересно узнавать новое и рассказывать об этом другим. Часто спрашиваю у друзей что-то из истории Тувы, если кто-то не знает, могу даже поругать. Необходимо знать историю своей Родины.Понимаю, что в век глобализации, может быть, это не так важно. Весь мир, все народы теряют свою индивидуальность. Все одеваются одинаково, даже стандарты поведения во всём мире усредняются. Эпоха потребления пришла и в Туву. Но в веяния времени нужно погружаться со своим багажом, своей историей, своей изюминкой».

Беседовала Алдынай Тюлюш