В прошлом году я пригнал из Швеции яхту, небольшую семиметровую(7,7 метров) Maxi 77, не новую, но главное - корпус, паруса и стоячий такелаж в хорошем состоянии. Прошлый сезон выдался богатым на путешествия, поэтому как следует заняться улучшениями на яхте не получалось
Этой зимой мы составили список необходимых работ и изменений, потом приступили к выполнению задуманного
Важным делом в списке стояла замена фалов, т.к. верёвки были уже "уставшие"
Самый удобный вариант в использовании это трос, срощеный с веревкой, т.к. трос не тянется, соответственно паруса стоят лучше.
Процедура сплетения верёвки непростая, особенно, если ты раньше этого никогда не делал, поэтому многие просто делают фалы целиком из верёвок. Не так удобно в использовании, зато без лишних заморочек
Я решил попробовать сделать сплесень. Купил верёвку соответствующей длины, мне хватило 12 метров(мачта всего 9)
В современном мире всему можно научиться не выходя из дома. Я полазил в интернете, нашёл несколько статей и видеороликов, подготовил инструмент и начал работу
Набора сваек- специальных приспособ для плетения тросов, у меня нет. Поэтому я использовал свалку из боцманского ножа, мультитул и нож skipper от viktorinox(там есть что-то похожее на свайку - ключ для откручивания мочек)
Для начала нужно было освободить трос от старой веревки. Я замотал изолентой место, где начинается трос, чтобы он не расплелся. Потом постепенно начал вытаскивать пряди веревки.
Оказалось, что плетение длиной сантиметров пятнадцать, а потом трос просто уходит в сердечник веревки еще на двадцать сантиметров. Так же сделать у меня не получилось, я воспользовался способом попроще
Сейчас расскажу:
Для начала я вытянул сердечник, около двадцати сантиметров. В месте окончания оплетки завязал узел, чтобы она не поднималась вверх
Потом отрезал от сердечника пятнадцать сантиметров и приступил к плетению.
Размахрил сердечник веревки по этой длине(15 см) и сделал три пряди. На конце каждой просто замотал изолентой. Теперь эти три пряди нужно вплести в трос. Я вплетал "через две", по принципу женской косички(думаю, что она так же плетется)
Как я и говорил, для того чтобы расщеплять трос мне пригодились два морских ножа, которые были снабжены свайками. Но, думаю, можно попробовать и толстым шилом
Сам процесс носит медитативный характер. Сидишь, плетешь веревку, думаешь о своих предках, которые так же, сотни лет назад плели канаты на каких-нибудь фрегатах... А почему бы нет?
Концы веревок я получше заправил в трос и оплавил. Дальше была самая проблематичная часть. Нужно вернуть на место оплетку, но т.к. трос утолщился из-за плетения, сделать это не так уж и просто
Да, к тому же, когда я начинал, то не соединил конец троса изолентой, и первые пряди веревки продевал слишком близко к концу троса. Поэтому волокна троса размахрились и так и норовили воткнуться в оплетку и затормозить ее ход, да еще и проколоть мне пару пальцев
В итоге я несколько раз начинал заново, заправлял злосчастные металлические прутья в веревку, чуть не выбросил все это из окна... И на четвертый раз, оплетка пошла. Отлично наделась на плетение.
Я выдохнул
С оплеткой нужно поступить так же. Сначала замотать изолентой коренной конец, чтобы не размахрился, потом сделать три более менее равные пряди и вплести их в трос. Я плел опять "через два"
Потом концы так же вставил в трос и заплавил
И знаете что?
Получилось! Я первый раз соединял веревку и трос. Раньше я только читал об этом в книгах и думал, что это какое-то искусство для избранных.
Я не говорю, что первый раз у меня получилось идеально, но получилось. С практикой, наверняка, мои сплесни будут получаться лучше и лучше
Так ведь со многими вещами в жизни: смотришь со стороны и думаешь, что это сложно, долго, неудобно и т.п. А стоит начать делать, и все встает на свои места, и все получается. Это всего лишь вопрос времени.
Я сплел свое первое соединение троса и веревки. Теперь ваш черёд!
Удачи и новых открытий.
Павел Минаев
Было интересно и полезно: подписывайтесь на канал ВездеХод! Личный опыт, приключения и истории из жизни
Как я спускал яхту:
Давайте знакомиться!