Хорошо быть царицей. Все, что приглянулось, можно заполучить: украшения, кареты, платья модные, фавориты молодые... И вообще много подвластно самодержавной владычице. И вот вам пример из истории, самый что ни на есть настоящий и осязаемый.
Однажды в далеком 1775 году царица Екатерина II прогуливалась в окрестностях Москвы. В первопрестольную она прибыла со всей своей петербургской свитой на праздник в честь окончания русско-турецкой войны. Дело было весной, кругом звенела природа, солнце пригревало, жизнь после войны казалась прекрасной и многообещающей. В Москве государыня остановилась в своей личной резиденции в Коломенском и каждый день совершала моционные выезды по округе: для здоровья полезно, и настроение поднимает. И в одной из прогулок Екатерина натолкнулась на живописнейшую усадьбу с неживописнейшим названием – Черная Грязь. Боже, что это была за красота! Среди рощ и лесов раскинулись блестящие рыбные пруды, деревеньки, мельницы, сады. Тут была настолько эталонная природа, так веяло настоящей чистой жизнью, что царица сказала: «Беру!»
Вообще-то продавать Черную Грязь никто не собирался. Место великолепное, недалеко Москва, земля сытная, тракт опять же рядом. Но было два аргумента: во-первых, имение понадобилось не абы кому, а самой Екатерине II, во-вторых – 30 тысяч рублей, а это по тем временам – огромные деньги. Сделка была оформлена за неделю. И Черная Грязь вместе со всеми прудами, деревнями и лугами была переименована в Царицыно. В тихих доселе местах закипела работа. И для начала нужен был план.
Придворный архитектор Василий Баженов был вызван к императрице и получил заказ на архитектурный проект новой резиденции. И аванс, само собой. Екатерина неслучайно выбрала именно этого специалиста. Во время недавних победных торжеств на Ходынском поле она восхитилась «увеселительными павильонами» его работы. Каждый павильон представлял собой аллегорию на отвоеванные у турок города. Вот как их описывал один из исследователей XIX века С. Любецкий: «Ходынское поле представляло великолепную панораму: на нем сооружена была целая громада построек, составлявшая целый временный город. Каждое здание, отличавшееся своим цветом, в турецком вкусе, с минаретами, киосками, каланчами, имело вид крепости, острова, орды и корабля. Они назывались Азовом, Таганрогом, Керчью, Еникале и так далее».
«Хочу такое же, только настоящее», – сказала царица и детально продиктовала свои пожелания Баженову. По монаршему настроению дворцовые постройки тоже должны быть «в мавританском вкусе» или «во вкусе готики». А парк должен быть «пейзажным» – то есть с использованием естественных ландшафтов и иллюзией минимального вмешательства в природу. Искать в архитектуре комплекса следы классической готики не стоит: в те времена готикой называли все, что не походило на традиционную российскую застройку и выбивалось из всеобщего разумения. Одним словом, матушке-вседержавице захотелось сказки и праздника.
Все лето Василий Баженов снимал точный топографический план местности. Прежние постройки безжалостно сносились, освобождая место для новых царских палат. Василий Иванович планировал рассыпать постройки по всей территории, гармонично вписав их в ландшафт. Постоянно переписывался с императрицей, где называл свой проект «нежной готикой». И все шло прекрасно, пока архитектор не столкнулся с извечной проблемой всех строителей – начались перебои с финансированием. Баженов писал письма во все инстанции, брал кредиты на собственное имя, из своего кармана расплачивался с рабочими. Кое-как дворец был построен. Осталось только определиться с внутренней отделкой, но навалилась новая напасть: Екатерина отказалась общаться с Баженовым, на все вопросы отвечая, мол, потом подумаем, что там делать, арабески ли рисовать или в египетском стиле разукрашивать. Единственное, что точно высказала царица, – керамические полы и печи изразцовые.
Спустя десять лет после начала перестройки Черной Грязи в Царицыно Екатерина Великая наведалась в уже построенное имение. Бегло осмотрев помещения главного дворца, она молча отбыла в Москву. Затем потребовала от Павла, дорогого сыночка, чтобы все в резиденции перестроили, ибо в таких условиях жить решительно невозможно. И потолки низкие, и комнаты узкие, и вообще все не то. Но на самом деле причина монаршего неудовольствия была вовсе не во дворце: царица была недовольна только самим архитектором Баженовым. Дело в том, что он был связан с масонами, а эти товарищи вели подготовку к государственному перевороту, мечтая подвинуть Екатерину II и посадить на трон ее сына Павлушу. Масонская ложа считала, что царица правит империей незаконно, отказавшись передать власть своему сыну. Екатерину же такие мысли и планы совсем не радовали.
Заговор был подавлен в зародыше. Кого надо сослали, кого надо – казнили. Василия Ивановича Баженова отстранили от работы над дворцом и передали проект его ученику, молодому дарованию Матвею Казакову.
И началась вторая часть Марлезонского балета. Долго и мучительно перестраивали то, на что ушло 10 лет. По кирпичику разобрали главный дворец, корпуса и прочие помещения.
Новый дворец был лишь слегка похож на проект Василия Баженова. В нем сохранились «готические» детали прежнего здания. Но появились и нововведения – башни со шпилями. Дворец так же выполнен из красного и белого камня, однако общий вид стал более классическим, как было модно в то время. Спокойные уравновешенные пропорции, колонны, пилястры. По своему размаху новый дворец был уже вполне сопоставим с петербургскими резиденциями Екатерины.
Как пишут в бульварных романах, ничего не предвещало беды. Но тут снова – здорОво. Очередная русско-турецкая война оставила стройку века без денежных поступлений. Императрица потребовала сократить дворец на один этаж и избавиться от помпезного тронного зала – в целях экономии. В 1796 году Екатерина Великая внезапно скончалась. Император Павел I повелел бросить стройку и вообще к ней не притрагиваться. Так и было. Дворец и постройки постепенно ветшали, зарастали лопухами и бурьяном, пруды затягивало ряской. В начале XIX века Царицыно стало любимым местом загородного отдыха у москвичей. На лужайках перед руинами дворца устраивались пикники, конные прогулки и неспешные семейные посиделки. Ушлые кабатчики переделали несколько помещений под кофейни, гостиницы и рюмочные. В конце XIX века Царицыно превратилось в дачи, его сооружения «украсили» самопальными сараями и террасами. Исторический образ был полностью уничтожен. И лишь в 1984 году начались масштабные реставрационные работы, которые длились без малого 28 лет. По историческим документам, планам, чертежам удалось полностью восстановить ансамбль, и наконец Царицыно предстало перед публикой в задуманном виде.
Сегодня парк и архитектурный ансамбль Царицино, как и 140 лет назад, вновь любимое место москвичей и гостей города. Вход в парк – бесплатный, для посещения музея нужно приобретать билет. Три озера в окружении рощиц и в паутинке дорожек населяют утки. Говорят, что кормить их нельзя. Но все кормят. Потому что нет более умиротворяющего занятия, чем сидеть на берегу пруда, смотреть на безупречный пейзаж, слушать тишину и кормить жирненьких огарей.
Цена билетов:
Общий билет стоит 780 рублей для взрослых и 320 рублей для детей. В него входит посещение семи объектов на территории музея: Большого дворца и Хлебного дома, Оранжерейного комплекса (три объекта), Оперного дома и Третьего Кавалерского корпуса.
В заповеднике-музее «Царицино» проводятся концерты и художественные выставки. Жанры их разнообразны, и можно подобрать что-то для себя.
Время работы
Музей работает со вторника по воскресенье, с 10 до 18.00.
Оранжереи можно посмотреть со среды по воскресенье, с 10.00 до 18.00
Парк открыт ежедневно с 6 утра до полуночи.
Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.