Найти тему
Кудрявые книжки

Как вырастить счастливых и успешных детей, не превращаясь в мать-тигрицу.

Оглавление

Канг Ш. Путь дельфина: Как вырастить счастливых и успешных детей, не превращаясь в мать-тигрицу. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. — 344 с.

Для кого? Для родителей, которые загрузили ребенка по самые уши, загрузив этим и себя. Для родителей, которые боятся, что из детей не выйдет ничего путного, будь у них масса свободного времени при отсутствии контроля. Для родителей, которые в красках представляют своих детей дворниками после каждой двойки. Для тех, кто всегда стремится быть на высоте и делать все лучше всех. Для родителей, которые ценят внешние достижения превыше всего. Для тех, кто мотивируется словами экспертов о том, как полезно пить воду и глубоко дышать.

Кто автор? Врач-психиатр, исследователь, эксперт по мотивации. Работает директором программы психического здоровья детей и юношества в Ванкувере. Автор бестселлера "Самомотивированный ребенок" (The Self-Motivated Kid). Мама троих детей. Ссылку на ее идеальный звездный инстаграм я приводить не стану (да-да, она выглядит как нерожавшая студентка, да еще и выступает на телевидении. Про красивые фотки с детьми я умолчу и подавно — зависти примечание).

Основная идея книги: Каждый ребенок умеет сохранять равновесие и гармонию в этом полном противоречий мире: дети могут быть одновременно умными и счастливыми, гибкими и принципиальными, практичными и страстными, амбициозными и альтруистичными. Но это недостижимо без здоровых психики, тела и духа, а также без способности к критическому мышлению и развитию социальных навыков. От того, какой стиль воспитания мы выберем, будет зависеть количество детей, которые со временем станут благополучными и здоровыми взрослыми. Жизнь — это не состязание на арене один на один с тиграми, где подсчитывают очки, это путешествие по морю, с его волнами, штилем и бурями. Наша главная цель как родителей — увидеть, что наши дети чувствуют себя успешными во всех сферах жизни. На пути к этой цели более эффективны не инструкции от эксперта, а руководящее участие. Самый лучший способ замотивировать человека — стать его наставником. Мотивация всегда идет изнутри человека. Книга основана на четырехступенчатой модели изменения поведения, включающей необходимость выбора, надежду, методологию и собственно трансформацию.

Чего в книге нет? Революционных идей и методов воспитания. Четкой структуры и последовательного изложения. Понятных алгоритмов, которым можно следовать. Целостного подхода и научных обоснований.

Что понравилось? В целом, я согласна, что выращивание достигаторов — не очень полезно для психического здоровья детей и их родителей. Интересно было почитать о жизни дельфинов, их общественном устройстве и образе жизни. Приятно было узнать, что автор сама была «тигрицей» — признание собственной неидеальности располагает, как ни крути. Также любопытны нетривиальные примеры из опыта работы психотерапевтом с подростками, например, о сыне, который запер мать в подвале, устав от ее постоянного давления и контроля. Она признается, что не знает волшебной формулы воспитания (но потом постоянно опровергает своими прямолинейными и недвусмысленными высказывания свою же позицию). Также не скрывает, что прописные истины известны всем, сложность в том, чтобы применять их последовательно, действовать на основании знаний ежедневно.

Что не понравилось? В книге очень много воды. Я словно продиралась сквозь путаные мысли автора как сквозь водоросли в болоте. С одной стороны, как специалист по мотивации, она всячески пытается замотивировать родителей «стать дельфинами» (да, обилие метафор тоже вызывает вопросы, хотя к самим дельфинам вопросов нет). В то же время, попытки виноватить родителей не вызывают уважения. «Это просто, но не легко» — мантра, завершающая почти каждый абстрактный совет. Много внимания уделено развенчанию мифа об эффективности «матери-тигрицы» (книга, благодаря которой подобный метод воспитания получил свое название, куда короче). На месте родителей-тигров, я бы уже пила валерьянку ведрами, рвала и метала, а под конец сожгла бы «Путь дельфина» на костре инквизиции, потому что невыносимо читать, насколько портят своим детям жизнь такие родители. Возможно, автор намеренно использует шоковую терапию, чтобы «тигры» быстрее одумались — чем не мотивация?

-2

Очень краткое содержание:

Предисловие. Встреча со своим внутренним тигром

Проблемы с психическим здоровьем — это нарушения, требующие медикаментозного лечения. А обыкновенное человеческое «безумие» представляет собой набор глупостей, которые причиняют нам массу страданий, но мы не можем с собой справиться. Чаще всего таким «безумием» страдают родители. Мозг родителя очень чувствителен ко всем аспектам жизни ребенка. Ничто не активирует мозг сильнее и не заставляет впадать в панику быстрее, чем беспокойство о судьбах наших детей. А мозг ребенка постоянно меняется и чувствителен к языку нашего тела, к тону голоса, к родительскому мнению и комментариям.

Все действия «тигриных» родителей — излишнее планирование, масса инструкций, чрезмерное руководство и постоянное давление — это не результат «интенсивного родительства», его скорее можно назвать «недородительством». Оно не предполагает здорового образа жизни для ребенка и не имеет ничего общего с уроками жизни и ценностями, на которых основано процветание нашего общества.

Необходимость выбора

Современным родителям приходится противостоять усиленному давлению и на детей, и на взрослых, которое порождается реалиями окружающей жизни. Задолго до того, как нога вашего ребенка переступит порог института, вы начинаете тратить все свое время, деньги и ресурсы, чтобы он туда попал. Создается ощущение, что любая ошибка в этом процессе серьезно повлияет на то, будет ли ребенок успешен всю жизнь или останется неудачником.

Все быстрее развиваются коммуникационные технологии, которые помимо очевидных преимуществ, ставят перед родителями новые задачи — помочь детям узнать мир таким, какой он на самом деле, потому что сейчас этот мир ежедневно подвергается редактуре.

Существует три основных стиля родительского поведения: авторитарный, авторитетный и попустительский. Идет ли речь о гиперопеке или чрезмерном родительском контроле — и то и другое основано на подчинении ребенка. Авторитарные родители уверены в том, что «знают лучше», дают оценку, не предлагают выбора и не ведут переговоров. На другом конце шкалы находится попустительский стиль, при котором родители избегают конфронтации, хотят быть друзьями своим детям и потворствуют поведению, ведущему к неприятностям. Стиль сближения отличается от попустительского, но у него есть ограничения и недостатки (я ликую: хотя бы психотерапевты не молятся на Сирсов). Ставя перед собой благородную цель воспитать эмпатичного и уверенного человека, методика требует от родителя эмоциональной доступности и незамедлительного удовлетворения потребностей ребенка. Выполняя такую огромную эмоциональную работу, родители (особенно матери) рискуют довести себя до полного изнеможения, не говоря уже о чувстве вины. Прямые последователи стиля сближения умудряются превратиться в бесхребетных попустителей, потому что до навязчивости боятся навредить детско-родительской связи.

Дети, у которых отсутствует внутренний контроль, зависимы от контроля внешнего. Самомотивация не может существовать без внутреннего контроля. Чтобы оставаться замотивированными, «тигрята» становятся все больше зависимы от внешних поощрений. Если же вы живете сбалансированной жизнью, у вас появляется основа для самомотивации, которая подталкивает к постановке и решению новых задач, необходимых для прочного и постоянного успеха. Чрезмерная нагрузка, чрезмерная защита и чрезмерная конкуренция порождены страхом и лишают ребенка внутренней мотивации.

Родительство — это напряжение между двумя импульсами: желанием защитить своего ребенка и необходимостью его отпустить.

-3

Решение стать «дельфинами»

Чтобы успешно действовать в быстроразвивающемся, высокосоциальном, ультраконкурентном и глобально взаимодействующем мире, детям необходимы навыки XXI века: креативность, критическое мышление, коммуникабельность и навыки сотрудничества. Этот набор навыков называют коэффициэнтом когнитивного развития (CQ). По всему миру компании нуждаются в сотрудниках, умеющих взаимодействовать с людьми и работать в команде. Во всех отраслях требуются люди, умеющие мыслить творчески. Изменения, происходящие в мире, требуют новой модели родительства, которая больше созвучна тому, что на самом деле мотивирует человека.

Гибкость — ключевое условие успешности. Начиная с определенного уровня, умственные способности не играют никакой роли. Чтобы с высокой вероятностью попасть в категорию счастливых и здоровых людей, помимо адаптивного стиля поведения шансы повысят: отказ от курения и злоупотребления алкоголем, регулярные физические нагрузки, нормальный вес и стабильный брак.

Направлять другого — значит найти баланс между инструктажем и отсутствием инструкций, между авторитарным стилем и разрешающим. Направлять можно по-разному: советовать, предлагать на выбор разные решения или давать время самому разобраться, как поступить. В основе всего этого должна быть готовность оказать поддержку. Давление, управление, опека, подкуп, мольба, лесть не сравнятся по результативности с направляющим стилем.

Родители-«дельфины» устанавливают четкие правила, задают направление движения, аргументируют, рассуждают и отвечают на их эмоциональные запросы. Дисциплина у таких родителей не наказывающая, а поддерживающая, воспринимаемая в позитивном ключе. Дети, воспитанные авторитетными родителями, менее депрессивны и тревожны, у них развиты самоуважение и доброта, наконец, качество жизни у них выше.

На пути к настоящему успеху через обретение баланса

Перед тем, как вступить на путь дельфина, надо устранить неполадки в своей жизненной системе. Пусть у вашего ребенка будет в течение дня свободное время. Освободите его также для себя. Потребность в постоянной стимуляции — такой же признак стресса, как эмоциональные срывы, приступы тревожности, плаксивые состояния. Вымотанность, перегруженность и хронический недосып — признаки не высокого статуса, а того, что ваша жизнь вышла из-под контроля. Автор предлагает банальные способы приручения стресса: глубокое контролируемое дыхание, достаточное количество сна и воды, ежедневная физическая активность, отказ от нездоровой пищи — и объясняет, как внедрить их в свою жизнь и жизнь ребенка.

У людей в любом возрасте игра напрямую связана с развитием префронтальной коры головного мозга — отдела, отвечающего за различение значимой и незначимой информации, устремленность к цели, абстрактные понятия, принятие решений и планирование будущего. Количество времени, проводимого за игрой, также связано с развитием мозжечка, который отвечает за контроль над моторикой и координацию, внимание и лингвистические процессы. Игра помогает строительству новых нейронных связей. Игра — основной фактор развития навыков CQ. Когда во время игры ребенок расстраивается, это не менее ценно, чем моменты его радости. Ведь в игре они начинают распознавать нечестные, несправедливые поступки других людей, испытывать на себе последствия ситуаций, в которых их обманули или они сами не оправдали доверия.

Жестко-контактные игры необходимы для развития и сохранения навыков осознания себя и своих действий в обществе, сотрудничества, альтруизма. Неумение контролировать свои силы, характерное для детей, которые не занимаются спортом и не играют в игры, подразумевающие физическую нагрузку, в дальнейшем приводит к сниженному контролю над внутренней агрессией и импульсивным стремлениям к насильственным действиям.

Игра позволяет приспосабливаться к новым условиям, дарит гибкость мышления, необходимую для адаптации к любым обстоятельствам в любой ситуации. У детей, которым не хватает игр, часто развиваются поведенческие расстройства. Если человек перестает играть, становясь взрослым, он может утратить эмоциональные, социальные и когнитивные навыки. Дефицит игры можно восполнить, как и дефицит сна. Вновь обретя возможность игры, мы испытываем прилив оптимизма, ощущаем способность творить и стремимся раздвинуть границы своих умений. Чтобы развивать CQ через игру поощряйте наблюдательность и интерес к окружающему миру, вопросы, интерес к экспериментам, умение улавливать связи и взаимодействие с людьми.

Дельфины, как и люди, высокосоциальные существа и обладают развитым чувством принадлежности к сообществу. В общине дети учатся справляться с проблемами и разочарованиями. Там же они учатся ценить скромность, стойкость, смирение и умение решать проблемы. Они видят, как члены общины помогают другим исправлять ошибки и выходить из затруднительных ситуаций (теперь вы осознали миссию мимокрокодилов, да?). Они учатся радоваться вместе с другими. Община создает среду, в которой формируются крепкие социальные связи, обретаются друзья, наставники и примеры для подражания. Единственный способ обрести социальные навыки — это практиковать их. Именно в общине молодые люди узнают об обратной стороне конкуренции, перфекционизма, чрезмерной самонадеянности и самодовольства. Во главе угла в общине стоит умение думать не только о себе.

Во всех нас природой заложено желание отдавать. Когда мы живем, не отдавая ничего другим, мы теряем равновесие, утрачиваем здоровье и ощущение благополучия. Современная молодежь больше, чем предыдущие поколения, ценит статус и деньги, но у нее слишком завышенные требования и потребительское отношение к жизни, а работоспособность стремится к нулю. Получается, что денег и статуса недостаточно, чтобы замотивировать молодых людей. Работа ради высокой цели в качестве источника мотивации часто ускользает от внимания. Социальное взаимодействие и построение социальных связей стимулирует выработку дофамина. Для ощущения счастья социальные связи важнее, чем удовлетворение основных жизненных потребностей.

Создайте общину, в которой будет расти ваш ребенок. Общину, построенную на таких ценностях, как доверие, уважение, ответственность, эмпатия. Член общины — это человек, у которого вы учитесь и который учится у вас. Жить в общине не означает жить для других людей, это значит отдавать и получать что-то от других людей взамен.

Ценности — один из самых действенных родительских инструментов. Они придают смысл нашей жизни и формируют представление о нашем будущем, что порождает ощущение благополучия. Они определяют, какие действия предпринимать на пути к успеху, и помогают справляться со стрессовыми ситуациями. Мы переходим на более высокий уровень, когда мозг «осмысленно» вступает во взаимосвязь с окружающим миром.

Главными инструментами воспитания для родителей должны быть связь, личный пример и мягкое руководство. Быть связанным означает знать, каков твой ребенок на самом деле, а не видеть то, что хочешь увидеть, взаимодействовать с ним как с отдельной личностью. Ролевое моделирование предполагает отсутствие расхождений между тем, кем ты являешься внутри, и тем, что ты делаешь на самом деле. Дети замечают любое несовпадение и могут заподозрить вас в лицемерии. Мягкое руководство означает, что нужно быть источником знаний и авторитетом для ребенка, одновременно уважая его автономию. Задача родителей — поддерживать ребенка на протяжении всего пути, но не выстраивать для него маршрут.

Избавиться от «тигриных» привычек можно, постепенно: не давите на ребенка, не опекайте, не инструктируйте, не делайте за него то, что он может сделать сам, не усиливайте давление ради кратковременных достижений, не ставьте перед ребенком цели без его участия.

Чтобы овладеть навыками характерного для «дельфинов» поведения: 1) просите у ребенка разрешение, прежде чем дать совет; 2) ведите себя так, чтобы повысить уровень самоконтроля у ребенка; 3) задавайте открытые вопросы; 4) меняйте режимы «говорю/слушаю»; 5) обсуждайте с ребенком преимущества и недостатки решений; 6) говорите и действуйте так, чтобы ребенок был уверен в вашей поддержке; 7) помогите сфокусироваться на уверенности в своих силах; 8) объясняйте, почему задание важно.

Для мотивации используйте «ключи дельфинов»: 1) убейте в себе «тигра»; 2) проявляйте эмпатию; 3) поймите, какие цели ставит перед собой ребенок; 4) настройте его на успех.

Как начать жить здоровой и счастливой жизнью, обладая самомотивацией

Самомотивация влечет за собой заинтересованность в контроле над своим поведением, поскольку человек сам поощряет себя. Самомотивация отличается от желания. Она означает, что вы хотите чего-то до такой степени, что находите возможность и силы сделать все, чтобы достичь этой цели. Это динамичная составляющая, которая зависит от множества факторов. Прежде чем человек изменит свое поведение, он проходит через стадии: отрицания существующей проблемы, борьба доводов за и против, подготовка, действие, сохранение, рецидив.

В какой-то момент самомотивация может дать сбой. На этой стадии полезно оценить, что послужило причиной рецидива, и спланировать стратегию преодоления. Ни один человек не может постоянно находится в стадии действия относительно всего, чем занимается, и всех аспектов своего поведения. Но большинство родителей ожидают от детей именно этого. Когда мы находимся в сбалансированном состоянии, любознательность — ключевой фактор самомотивации.

Мы можем считать себя замотивированными, когда присутствует три условия: автономия, мастерство и цель. Автономия — желание контролировать собственную жизнь и управлять ею, она основана на внутреннем контроле. Мастерство — это желание совершенствоваться в том, что имеет для нас значение. Корни мастерства лежат в определении и развитии увлечения с помощью игры. Любознательность подстегивает наше стремление справляться со сложной задачей. Цель — наше желание совершать поступки, которые имеют значение для остальных людей, заставляющие выйти за пределы собственного Я. Осознание того, что наша работа помогает другим людям, повышает подсознательную мотивацию.

Детям необходимо иногда напрячься, чтобы развить силу, необходимую для обретения независимости. Родителям не нужно прививать детям самомотивацию, нужно лишь стараться не подавить и не уничтожить ее. Нашим детям необходима время от времени порция стресса для выработки устойчивости к нему. Препятствия помогают нам расти и учиться.

Ничего из вышеперечисленного не поможет вырастить податливого, уступчивого ребенка. Вы можете столкнуться с нежеланием и сопротивлением — это нормальная реакция. Для «дельфинов» работает вовлечение, а не принуждение. Если мы будет поддерживать независимость ребенка и ограничивать свое вмешательство в его жизнь, он начнет хорошо учиться и его эмоциональное состояние улучшиться. Чтобы вовлечь ребенка: 1) сделайте обучение веселым; 2) подчеркивайте важность процесса, а не результата; 3) позвольте ребенку попробовать сначала самому сделать что-либо; 4) не решайте проблему целиком, а помогите разбить ее на части; 5) поощряйте разумные риски; 6) дайте детям испытать на себе последствия своих поступков.

В XXI веке работа предполагает сложность, разнообразие и взаимозависимость. У «дельфинов» есть все шансы стать настоящими лидерами. Чтобы жить успешной и полноценной жизнью, нужно заслуживать доверие на работе, дома и в общине; уважать семью, коллег, друзей и соседей; быть ответственным за то, что ты делаешь; быть честным по отношению к другим. Если вы начинаете заботиться о других, то ваша жизнь становится по-настоящему исключительной. «Хорошие парни приходят к финишу первыми» — суть того, что называют конкурентным альтруизмом. Исследования показывают, что те, кто ставит интересы группы превыше своих, получают высокую репутацию и статус.

Резюме: У меня крайне неоднозначное впечатление о книге. Как будто правильные слова расставлены в неправильном порядке, да еще и размыты тоннами несущественной информации. Думаю, полезнее всего она будет родителям, переживающим за успешность своего ребенка в будущем. Тем, кто ориентирован на достижения и видит в них основной смысл воспитания. Возможно, после этого у них появится возможность взглянуть на свою систему воспитания под другим углом. Тем же, кто излишне напряжен на тему психологического аспекта в воспитании и всячески старается быть альфой, но раз за разом как будто бы терпит поражение, книгу читать однозначно не стоит. Излишне высокие требования к родителям, которые сквозят в каждой главе — непереносимая тяжесть для и без того погруженных в теорию привязанности родителей. Я в целом согласна с идеями «не мешать ребенку» и «позволить ему играть», поэтому для меня особо новой и полезной информации в тексте не было. Довольно интересны некоторые примеры из практики автора, рекомендации же слишком общи и неконкретны. Кроме того, книга явно спорит с «Боевым гимном матери-тигрицы» Эми Чуа или даже написана в коммерческих целях на волне популярности мамы достигаторов. Я бы всем вместо этих двух книг посоветовала какое-нибудь любопытное исследование о жизни дельфинов. От него получите куда больше положительных эмоций. Дельфины крутые, да!

Материал также размещается на портале «12 объятий»

https://www.12momshugs.ru/

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, кликнув здесь.

Мама, хватит орать! Воспитание без наказаний, криков и истерик.