Найти тему
Особенная жизнь

Любопытное мнение иностранцев: 5 вещей, которые нужно знать о россиянах, прежде чем начать вести с ними бизнес

Оглавление

Если вы собираетесь вести бизнес с российскими партнерами, то будьте готовы ко всевозможным сюрпризам. Помимо их общего неулыбчивого характера и нелюбви к светской беседе, многое может показаться непонятным иностранцу, впервые вступающему в российский деловой мир. Можно ли безнаказанно кричать на русских? И стоит ли волноваться, если они вас поначалу проигнорируют? Иностранные специалисты подробно расскажут, к чему надо быть готовым при работе с россиянами.

Резкий переход к личным проблемам

Люк Коннер (президент Британского бизнес-клуба в России и управляющий юридической фирмы Conner & Company) утверждает, что, работая с россиянами, нужно быть готовым к тому, что они могут внезапным образом перейти от общения на профессиональном уровне к личным «возлияниям». У русских это вполне нормально.

Люк рассказал, что в свое время у него был русский коллега, которого британец каждый день приветствовал словами: «Привет». Россиянин же его постоянно игнорировал, устремив свой взгляд либо в стену, либо в сторону, ничего не говоря при этом. Люк же каждый раз продолжал свой путь в легком замешательстве, объясняя подобное поведение, возможно, стеснительностью коллеги. Так продолжалось месяцев шесть. И вот, как-то раз, Люк услышал от русского: «Да, да, привет». Это было очень неожиданно.

Чтобы «закрепить» подобный порыв британец решил продолжить беседу: «Как дела?» Ответ ошеломил Люка. Русский коллега ответил, что его отец скончался в выходные. Люк недоумевает, что россиянину потребовалось несколько секунд, чтобы кардинальным образом поменять линию поведения - от полного безразличия до исключительно доверительного отношения к человеку. Это является наглядной демонстрацией различий британской и русской культуры. В Великобритании, когда кто-то спрашивают «как дела», то на самом деле он не ждет, что последует длинный рассказ о реальном положении дел. Это всего лишь вежливая форма приветствия. Не более того.

Терпимость к людям разного психотипа

Лусио Пураккио (генеральный директор Московской дочерней компании Tenova) рассказывает, как в начале 2000-х годов он довольно в жесткой форме общался со своим российским персоналом. Несмотря на это, россияне не принимали это на свой счет и реагировали достаточно хорошо на излишнюю эмоциональность своего руководителя.

На следующий день после серьезного разговора Лусио говорил: «Извините, вчера я погорячился». В ответ он слышал: «Да, ничего страшного. Все в порядке, Лусио». Пураккио искренне удивляется, что россияне приняли его таким, какой он есть на самом деле. Причем, они сделали все, что только было в их силах, чтобы приспособиться к эмоциональному поведению Лусио, который безмерно благодарен своим русским подчиненным, научившим его терпимости.

Им нравится работать в авральном режиме

«Крайние сроки, тревога и стресс - все это делает россиян процветающими», - говорит Салман Муфти (профессор Школы Бизнеса Смита при канадском Королевском университете, преподает в Сколково). Он постоянно наблюдает, как работают русские студенты, которые сдают свои проекты в последнюю минуту из-за того, что слишком много времени проводят в спорах друг с другом.

Профессор признается, каждый раз волнуется, что они не закончат работу вовремя. Он добавляет: «Но каким-то совершенно непонятным образом все встает на свои места и им удается достичь лучших результатов. Я думаю, что иногда люди в России сознательно ставят себя в стрессовую ситуацию».

Профессор уверен, что если бы его канадские подопечные столкнулись с подобным, то они бы были в полной растерянности. А россияне в таких условиях, как рыба в воде. Салман считает, что русские лучше ориентируются в сложной ситуации, и это очень хорошо для бизнеса.

Излишнее подозрительное отношение к другим людям

Том Роулинс (профессор, преподающий в Сколково; в 1989 году приехал в Россию впервые в качестве студента) заметил, что русские очень подозрительны. Профессор объясняет это тем, что когда Советский Союз распался, то люди оказались «лицом к лицу» с потрясениями социально-экономического характера. Им приходилось самим заботиться о себе (раньше эту обязанность в какой-то мере выполняло государство). Том считает, что людям в России не на кого было положиться и, в результате, они получили травмирующий опыт. Даже сейчас, по прошествии стольких лет деловым людям в России трудно наладить продуктивные партнерские отношения не только с другими русскими бизнесменами, но и с иностранными тоже.

С этим согласен юрист Люк Коннер. Часто по роду своей деятельности ему приходилось встречаться с россиянами, которые поначалу всегда проявляли подозрительность. Люк говорит, что его русские клиенты во всех видели врагов, включая самого юриста, и были уверены, что все хотят их использовать в своих интересах.

Не склонны планировать наперед

Лусио Пураккио вспоминает, что у него была назначена встреча с российским клиентом. У иностранцев принято звонить накануне и подтверждать намеченное ранее. Тем не менее, клиент даже не подумал это сделать. И самое главное - он не явился на встречу. Лусио был разочарован. Его помощник объяснил ему, что люди в России ничего не планируют заранее, они решают вопросы по мере их поступления в течение дня.

Для Лусио это был важный урок, который он получил в РФ. Теперь он и сам не торопится что-либо планировать заранее. Хотя, по его мнению, есть явные признаки существенных изменений в этом вопросе. Бизнесмен пришел к выводу: чтобы быть успешным в России, нужно быть готовым к адаптации. Он считает, что иностранцы являются лишь гостями в этой стране, и именно они должны меняться, а не хозяева.