Найти тему

Пролетая над Старым Буртюком

В Краснокамском районе будет воздвигнут мемориал на месте гибели французских лётчиков

С инициативой выступило Башкирское отделение Русского географического общества (БО РГО). 12 сентября 1931 года в деревне Старый Буртюк (тогда располагалась на территории Калтасинского района) произошла трагедия — разбился французский самолёт. В 2017 году там побывал вместе с поисковиками председатель патриотической комиссии БО РГО Рифгат Денисламов. Он выяснил некоторые подробности крушения самолёта «Девуатин-33». На месте всё ещё сохранились мелкие детали отдельных агрегатов летательного аппарата: патрубки, гайки, кольца от топливной системы, небольшие фрагменты аккумулятора.

До сих пор о гибели лётчиков мало что известно. Информация была засекречена на многие годы. К тому же председатели комиссий по расследованию катастрофы с российской стороны – заместитель народного комиссара по авиации СССР Яков Алкснис и председатель Совнаркома БАССР Зинатулла Булашев – были расстреляны в 1938 году, и истинная причина трагедии в Башкирии пока сокрыта за семью печатями. Также ещё не побывали на месте гибели пилотов их родственники. Сейчас ведутся поиски.

Катастрофа произошла в 9.15. Французский самолёт совершал беспосадочный перелёт из Парижа в Токио. Экипаж поставил перед собой задачу - преодолеть без посадки и заправки топливом 11 тысяч километров.

- В 30-е годы прошлого столетия авиация активно развивалась, и лётчики из разных стран буквально наперегонки старались побить рекорд. На тот момент он составлял 10 тысяч километров. Первая попытка французского экипажа потерпела крах. За два месяца до трагедии в Краснокамском районе чудом остались живы под Омском. У самолёта отказал двигатель, и пилоты выпрыгнули с парашютом. Им дали новый летательный аппарат этой же марки - «Девуатин-33». Кстати, таких самолётов было выпущено всего два, - рассказывает Рифгат Карамович.

"Девуатин-33". Фото из открытых источников
"Девуатин-33". Фото из открытых источников

Печальный опыт, похоже, ничему не научил французов, и они вновь отправились испытывать судьбу. Во время второй экспедиции самолёт уже пересёк Германию, Польшу, оставил позади Москву, Горький, Казань и направлялся в сторону Свердловска. С полным баком он мог набрать высоту не более 1 500 метров. А на территории Башкирии и соседних регионов, где неоднородный ландшафт представлял местами гористую и холмистую местность, необходимо было подняться на 2 300 метров.

Дурную шутку с пилотами сыграла непогода: из-за туч ухудшилась видимость и начался дождь. По техническим причинам самолёт начал терять высоту. Лётчик-испытатель Марсель Дорре, перед тем как покинуть машину, успел заглушить двигатель. В результате при падении летательный аппарат не взорвался, а развалился на части.

Спастись удалось только Марселю Дорре. Он вернулся на родину. Умер в 1959 году. Его товарищам при крушении самолёта не повезло: Рене Месмин не смог отстегнуться от кресла и катапультироваться, а Жозеф Ле Бри запутался в стропах парашюта.

Марсель Доре
Марсель Доре

Местный житель, случайный свидетель трагедии, подобрал оставшегося в живых лётчика и отвёз его на телеге на сплавбазу, где находился единственный в округе телефон. Оттуда позвонили в Уфу и Москву. Вскоре тела пилотов и самолёт увезли. Результаты расследования чрезвычайного происшествия засекретили.

К слову, в тот же день – 12 сентября 1931 года – на территории Чувашии разбился польский самолёт.

Поисками французского самолёта в Башкирии занялись после того, как нынешний руководитель организации «Альянс Франсез - Уфа» Вилорий Якупов рассказал о существующих в Париже улицах имени лётчиков Ле Бри и Месмина. Он обратил внимание на надпись на мемориальной доске, повествующей, что лётчики погибли в Уфе.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Впоследствии этой темой заинтересовался Рифгат Денисламов. Он стал изучать архивные документы, отправил запросы в силовые структуры и посольство Франции. В 2017 году поисковиков в деревне Старый Буртюк встретил бывший учитель Салих Низамов, которому в своё время отец показал место трагедии. Односельчане долгое время не верили ни отцу, ни сыну, утверждавшим, что поблизости разбился французский самолёт.

На фото слева направо: Рене Месмин, Жозе Лебри и Марсель Доре. Фото из открытых источников
На фото слева направо: Рене Месмин, Жозе Лебри и Марсель Доре. Фото из открытых источников

Теперь Рифгат Карамович в числе тех, кто хочет установить мемориал на месте крушения самолёта. Поддержку этому благородному намерению окажет Русское географическое общество.

Владимир ШАКИЕВ

№ 18 от 16 мая 2019 года