Найти тему
ЭТНО Истории

Махатма Ганди. Во имя справедливости и равенства!

Махатма Ганди был автором концепции несопротивления и ненасилия. Кто-то говорит о том, что ненасилие Ганди – это скрытая форма насилия, а кто-то, что всё было инсценировкой. Но исходить нужно прежде всего из того, что проект оказался осуществимым. Только кажется, что политическая позиция, полностью исключающая насилие, не может принести каких-то плодов. При определённых обстоятельствах она оказывается весьма эффективной.

Максимализм сатьяграхи

Мохандас Карамчанд Ганди – это яркий максималист. Мнение о том, что он добивался независимости Индии, не совсем верно. Ганди всю свою жизнь возмущался несправедливостью устройства мира. Ему не нравилось разделение людей и выделение касты неприкасаемых. Не нравилось рассмотрение коренных жителей Индии в качестве людей второго сорта, а не сама колониальная система. Не нравилось то, что Индия, да и весь регион, делится по религиозным признакам.

Определённые политические круги в Лондоне считали, что систему необходимо реформировать. Выгоднее дать колониям свободу, но сохранить политическое и экономическое влияние. Поэтому идеология либерализма прогрессивной части индусского общества вписывалась в модель новых отношений. Иначе их бы сразу арестовали и не дали ничего сделать. Однако изначально были положены пределы допустимого. В качестве рычага воздействия рассматривался ислам. Именно так и получила свободу Индия. В качестве двух государств – светской Индии и религиозного Пакистана.

Во имя справедливости и равенства

Одной из форм борьбы, к которой прибегал Махатма Ганди, были голодовки. Характерно, что они не прекратились и после того, как Индия обрела независимость. Изначально позиция Ганди включала в себя что-то ещё, всегда имела следующие цели. Борьба за независимость носила анархический характер. Последователям рекомендовалось не просто отказываться от британских товаров и не занимать никаких постов в британской иерархии, но и вовсе игнорировать участие в любых государственных проектах. В этом Ганди полностью подобен Л. Н. Толстому. Национально-освободительная борьба для него – лишь ступень в общем процессе нравственного и духовного преображения, которое нужно человечеству.

Он считал земную жизнь каким-то недоразумением, поэтому так легко шёл на конфликты и голодовки. Обычная жизнь не представляет никакой ценности, если она происходит в мире несправедливости. На практике же постоянно искажались изначальные формы и цели борьбы. Это было видно уже в ходе первой крупной акции – массовой забастовки 1919 года. В точности причину насилия установить невозможно. 

Масштабное неповиновение происходило по всей Индии. Где-то это привело к столкновениям между мусульманами и индуистами, где-то были заметны политические нотки и превращение акции неповиновения в социалистическую революцию, где-то наблюдались провокации полиции. Кровь пролилась, и этого было достаточно для ареста Ганди и приговора на шесть лет. Сам он впоследствии называл тюремные годы одними из наиболее полезных в своей жизни.

После освобождения Махатма Ганди организует свой ашрам – религиозный и политический центр борьбы. Но сказать, что его борьба была направлена исключительно на независимость Индии, не получится. Она ведётся против каст, против деления людей по религиозным соображениям. Оратор и публичный деятель из него был очень плохой. Он говорил долго, а интонация более способствовала засыпанию, чем возбуждению каких-то страстей. Однако сущность речей философа всегда делила людей, а не объединяла. Правда, после такого разделения они всё же иногда приходили к каким-то общим точкам зрения.

В нашем сознании неприкасаемые в Индии – это какие-то бедные и унижаемые люди. Может быть, это и так, но только у касты есть свои вожди, и они потеряют влияние, если исчезнет сама неприкасаемость. Поэтому Ганди, призывающий к равенству, стиранию граней между категориями людей, становится противником ещё и доктора Амбедкара – лидера неприкасаемых того времени. Их разногласия превращаются в причину одной из голодовок Ганди. Постоянно прослеживается формула «или мир станет лучше, или мне в нём нечего делать».

Индия без Ганди

Наиболее решительные черты противостояния внутри элиты Индии образовались из-за позиции Ганди в вопросах ислама и внешней политики, которую молодая республика должна была проводить по отношению к Пакистану. Выразить политические воззрения Ганди кратко невозможно. Наиболее релевантным было бы применение понятия «абстрагирование». Он призывал отказаться от армии, но в то же время искал точки соприкосновения с другими странами, их правительствами. Это был бы отказ, соответствующий общему разоружению. Он призывал отказаться от насилия, но это часть общей программы переделки людей. Мы каждый раз становимся настолько ближе к Богу, насколько соответствуем принципам непротивления злу насилием. Это очень легко объясняется глубокой философской религиозностью Ганди. Всё зло находится только в нашем сознании, поэтому ежедневное очищение сделает любые формы насилия не имеющими смысла.

Между тем новая Индия граничит не только с Пакистаном, но ещё и Китаем. Практическое осуществление принципов гандизма чревато тем, что долгожданная независимость кончится новым порабощением. Только на этот раз Британская империя не сможет стать гарантом и выполнить функцию защитника. Это порождает возникновение новой волны антигандийской оппозиции. Основным аргументом сторонников необходимости ликвидации отца нации является видение в нём человека мира. Заговор против Ганди был организован не злодеями, а ультрапатриотами. Они сочли, что в философии Ганди нет ничего патриотичного. Он рассматривает всю Индию лишь ступенькой преображения человечества. И это происходит в годы, когда у стран уже есть атомное оружие. Мирная Индия без армии, где философия любви и гуманизма становится конституционной нормой, с точки зрения заговорщиков – путь в безумие. Страна расколется и будет завоёвана мусульманами с одной стороны, а коммунистами с другой.

Существует версия о том, что Махатма Ганди прекрасно знал о дне покушения. Ему было 78 лет, он ничего не боялся. Он решил, что лучше уйти в мир иной, чем оказаться тем самым яблоком раздора. О том, что он становится силой, раскалывающей общество, он не знать не мог. Поэтому он дал случиться тому, что случилось. Отказался от усиления охраны, даже сам немного подстегнул события, многократно показывая свою доступность.

Заговорщики предстали перед судом, получив большие сроки. При этом всех всё устраивало. Ганди не изменил своим принципам, а Индия создала армию, достаточную для того, чтобы впоследствии разговаривать на равных с Китаем. Трудно сказать к чему бы привела добрая политика Ганди по отношению к Пакистану, но мы видим, что силовой метод решения конфликта позволил стране сохранить свою территориальную целостность. В 1974 году у Индии появилось своё ядерное оружие. Это не смогло бы найти хоть какие-то точки соприкосновения с программой Ганди. Его жизнь и деятельность остаются примером того, что утопические способы ведения борьбы тоже приносят свои результаты. Главное же – самосовершенствование, которым непременно должны заниматься люди, обладающие яркими и весомыми убеждениями.

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!

И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!