Обычно, выходя из музея, человек испытывает радость, душевный подъем, хорошую счастливую усталость и радужное настроение. Но есть на этой планете хранилище древностей, которое таит в себе такие сложные эмоции, что их невозможно описать словами. Это дом-музей Сергея Параджанова в Ереване.
Собираясь посетить музей Параджанова, готовьтесь к тому, что после вы отмените все запланированные прогулки. Вы будете молчать и много думать. Я молчала два часа, пытаясь разобраться в своих ощущениях, но до сих пор не могу найти точных определений. Поэтому планируйте поход к Параджанову только после других дел. В моем личном рейтинге музеев этот теперь стоит на первом месте. Таких сложных чувств я еще не испытывала. Смешались в кучу и восторг, и смятение, и ужас, и интерес, и удивление, и еще много всяких противоречивых эмоций. И дом-музей Сергея Параджанова – место, где должен побывать каждый разумный и думающий человек. Поверьте, такого вы не испытаете нигде.
Сергей Иосифович Параджанов известен в мире как режиссер, которого при жизни стали называть основателем этнического кино. 13 международных наград он получил за свои киноработы и стал одним из самых интересных мастеров современности. Он был дружен с такими монстрами мировой культуры, как Карло Пазоллини, Роберт Де Ниро, Марчелло Мастрояни, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Бэлла Ахмадуллина, Ив-Сен Лоран, Ирвинг Стоун, Юрий Никулин, Андрей Тарковский и многими другими. Эти люди неоднократно разворачивали кампании по освобождению Параджанова из заключений, которые он отбывал из-за своего диссидентства.
Сергей Иосифович (Саргис Овсепович) Параджанов родился в Тифлисе 9 января 1924 года в армянской семье Иосифа (Овсепа) Сергеевича и Сирануш Давыдовны Параджановых. Он был третьим ребенком в семье после старших сестер Анны и Рузанны. Отец занимался продажей антиквариата, поэтому с детства Сергей приобрел определенный эстетический вкус и неплохо разбирался в старинных вещах. Эту атмосферу режиссер позже воспроизвел в некоторых своих работах. Учился Параджанов неважно, но проявлял огромный интерес к истории, рисованию, естествознанию, литературе, музыке и театру. После школы Сергей некоторое время работал на Тбилисской фабрике «Советская игрушка»,что наложило отпечаток на его творчество: в своих инсталляциях и коллажах Параджанов часто обращался к куклам.
Изначально юный Сергей хотел связать свою жизнь с классической музыкой и даже поступил на вокальный факультет Тбилисской консерватории. После лекций Параджанов брал уроки танца при Тбилисском оперном театре. Во время Второй мировой войны в составе концертной группы отправился на фронт, где выступал в госпиталях. После войны Параджанов перевелся в московскую государственную консерваторию, но вскоре бросил ее, потому что открыл для себя кинематограф. Этот новый, доселе неизвестный мир покорил молодого человека, занял все его мысли и зажег в груди такой пожар страсти, что он решил окунуться в этот манящий омут с головой. Параджанов поступил во ВГИК на режиссерский факультет. В те годы там преподавали такие светила советского кино, как Эйзенштейн, Козинцев, Ромм. Руководителем группы был режиссер Игорь Савченко. Он привлек всех своих учеников к работе над картиной «Тарас Шевченко». Сергей Параджанов предложил на роль Шевченко молодого Сергея Бондарчука. Этот фильм молодые кинематографисты заканчивали уже сами: Савченко скончался от сердечного приступа, оставив фильм незаконченным. В это время Сергей Параджанов впервые попал в поле зрения спецслужб. В Тбилиси его с товарищами арестовали за идеологическое отступничество. Параджанов предлагал разрисовать стены тбилисских зданий фресками с изображениями святых. Всю студенческую компанию военный трибунал ГССР осудил на пять лет по самой позорной статье «однополые отношения», но благодаря вмешательству руководства ВГИКа отпустили спустя два месяца.
В Киеве Параджанов начал работать ассистентом режиссера. Позже снял четыре художественных и три документальных фильма, которые оказались провальными. Критики обвиняли режиссера в подчеркнутом соцреализме, отсутствии глубины, поверхностном содержании и идеологической приверженности. А потом в 1964 году Параджанов снял «Тени забытых предков».
Фильм, который Параджанов снимал по одноименной повести Михаила Коцюбинского, должен был стать очередной картиной, приуроченной к дате. В данном случае к столетию писателя. Обычно из таких заказных работ мало получается шедевров. Вот и «Тени забытых предков» могли бы стать очередным малоизвестным и ненужным социалистическим фильмом, если бы режиссером был кто-то другой.
Проводились съемки на юге Ивано-Франковской области, а также в некоторых других районах гуцульщины. Работать съемочная группа начала осенью 1963 года. Съемки шли год, сорвав все мыслимые и немыслимые сроки. За что Параджанов получил целых семь выговоров, но это не смогло подстегнуть режиссера. Подобную неторопливость Сергей Параджанов объяснял невозможностью «снимать по графику» историю любви. В действительности дело было не только в любви. Параджанов не хотел делать просто очередное стилизованное, вылизанное этнографическое кино об экзотическом народе. Его волновали вечные темы и их трактовки в разрезе гуцульской культуры. Чтобы глубже прочувствовать атмосферу карпатских жителей и достоверно перенести на экран, Параджанов и часть съемочной группы отказались от гостиницы и поселились в обычных хатах в поселке Верховина. Во многих массовых сценах снимались простые жители высокогорий гуцульщины. В той экспедиции Параджанов всегда был занят: если он не снимал, то ходил по гуцульским свадьбам и поминкам, изучал быт, костюмы, разговаривал с людьми, лазил в горы или же ругался с оператором Юрием Ильенко. У каждого художника был свой взгляд на картину, это приводило к ссорам, а один раз даже к дуэли, но в итоге родился фильм с необычным, непривычным, ярким и нервным видением.
Фильм произвел фурор в мировом кинематографе. Награды фестивалей в Мар-дель-Плато, Риме, Салониках и Киеве принесли Параджанову известность. Но сам режиссер не собирался почивать на лаврах. Наоборот, Сергей остро чувствовал повышенную ответственность за всех творческих людей, которые могли бы многое сказать. Как следствие, Параджанов принимает участие в протесте против политических репрессий людей науки и культуры на Украине. В «Письме 139 интеллектуалов» подпись Параджанова стоит первой. Требуя свободы своим коллегам и единомышленникам, Сергей Параджанов навлекает на себя гнев властей. Следуют аресты, допросы, наказания. Из слухов, недомолвок и подозрений наскоро опять лепится обвинение в мужеложстве. Из всех статей Уголовного кодекса партийные исполнители выбрали самую позорную. Врожденная тяга Параджанова к юродству и эпатажу только усугубила положение. Итогом стал приговор к пяти годам заключения в Лукьяновской тюрьме.
Во время и после суда над Параджановым поднялась широкая общественная кампания за его освобождение. Ее поддержали многие известные люди: А. А. Тарковский, В. Б. Шкловский, Л. Ю. Брик, Ю. В. Никулин, С. А. Герасимов, Л. А. Кулиджанов, Эльдар и Георгий Шенгелая, Софико Чиаурели, М. М. Вартанов, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра, Луис Буньюэль, Ален Рене, Луи Маль, Коста-Гаврас, Бернардо Бертолуччи, Карлос Саура, Роберт де Ниро, Берт Ланкастер, Джин Келли, Джон Апдайк, Ирвинг Стоун и другие. Однако советские власти игнорировали эти обращения: Параджанов по-прежнему был в заключении. Финальную роль в освобождении режиссера сыграл Луи Арагон, писатель, пользовавшийся большим авторитетом у советских властей. Для того, чтобы попросить Брежнева освободить Сергея Иосифовича Арагон лично прилетел в Москву. Параджанова выпустили за год до окончания срока. Но при этом ему было запрещено жить в Москве, Киеве, Ленинграде и Ереване, поэтому он уехал в родной Тбилиси. Заниматься режиссурой ему тоже запретили – вход в кино был закрыл: его сценарии не утверждали, кандидатуры отбраковывали. Художник отошел от своего любимого занятия на долгие 15 лет.
В эти долгие годы без кино Параджанов пишет сценарии и новеллы. В своем родном доме в Тбилиси он снова открывает творческий салон, где проходят интеллектуальные встречи грузинской и не только грузинской интеллигенции. Не жизнь зарабатывает, продолжая дело своего отца, – торгует антиквариатом. В это же время создает свои коллажи, инсталляции, композиции.
В 1978 году КГБ снова обратило на нескрываемое инакомыслие Сергея Параджанова свой пристальный взгляд. Обвинив режиссера в даче взятки, следствие в очередной раз оправило его за решетку. Снова поднялась волна защиты, и через 9 месяцев Параджанов был освобожден с условным сроком. После этого жизнь художника снова перевернулась – кино вновь открылось ему. На студии «Грузияфильм» была снята «Легенда о Сурамской крепости», пронизанная вечными вопросами о долге, чести, жизни и смерти, саморазрушении, мести и покаянии. И снова кинолента Параджанова вызвала восторженные отзывы мировой киноэлиты. С этого времени Сергей Иосифович работает не покладая рук, как будто стремился наверстать потерянное из-за репрессий и заключений время.
В 1985 году Параджанов снял короткометражный художественно-документальный фильм «Арабески на тему Пиросмани», повествующем об известном грузинском художнике.
В 1986 году Сергей Иосифович приступил к работе над сценарием «Мученичество Шушаник», создал серию эскизов для постановки «Гамлета», написал сценарий «Сокровища горы Арарат».
В 1987 году в Союзе кинематографистов Грузии состоялась первая выставка живописных работ Сергея Параджанова «Бал в мастерской кинорежиссера», которая имела большой успех. В 1988 году выставка прошла и в Ереване, в Музее народных искусств. Результатом этого вернисажа стало решение открыть музей художественных работ Параджанова в Ереване.
В 1987 году Сергей Параджанов приступил к работе над фильмом «Ашик-Кериб» по мотивам сказки М. Ю. Лермонтова. Первоначально режиссер собирался экранизировать «Демона», сценарий по которому написал еще в 1960-х. Однако в ходе подготовки планы поменялись. Эту фантасмагоричную сказку о трудном жизненном пути художника Параджанов посвятил памяти своего друга Тарковского, умершего в эмиграции. В том же году Сергей Иосифович принял участие в Роттердамском кинофестивале, где ему вручили приз за лучший инновационный фильм. Началась череда заграничных поездок: Мюнхен, Венеция, Нью-Йорк. Мэтры искусств были рады видетьПараджанова у себя в гостях, радовались тому, что гений может путешествовать и творить. С ответными визитами дом Сергея Иосифовича в Тбилиси посещали мировые звезды. Параджанов стал открытым всему миру. В апреле 1989 года на Стамбульском кинофестивале он получил за фильм «Ашик-Кериб» почетный приз жюри, В своей речи Параджанов выступил против разгорающегося карабахского конфликта, призвав армян и азербайджанцев к миру. В этом же году Юрий Ильенко снял по совместному с Параджановым сценарию фильм «Лебединое озеро. Зона» по мотивам новелл, посвященных тюремному заключению режиссера.
В 1989 году Параджанову предложили работу на киностудии «Арменфильм». 7 июня состоялся первый день съемок параджановского фильма-автобиографии «Исповедь», сценарий к которому был начат еще в 1969 году. Было отснято 300 метров рабочей пленки. Это был последний съемочный день в жизни режиссера – на следующий день он начал кашлять кровью. Врачи диагностировали рак легких. Проведенные в Москве, а затем и в Париже операции результата не принесли – Сергей Иосифович Параджанов скончался 20 июля в Ереване.
Абсолютный новатор своего времени, Параджанов создал совершенно новое видение и новый язык кино. Многие считали его безумцем, не понимая и не принимая его причуд, эпатажного нраваа и интерес к мистификациям, за которые он пять лет провел в лагерях.
Дом-музей Сергея Параджанова
После первой выставки художественных работ в Ереване в 1988 году было принято решение построить мастеру дом и музей. Часть работ с того вернисажа была приобретена государством за 40 тысяч рублей. Остальные работы Параджанов просто подарил своему музею. Было выделено два строящихся дома в этнографическом квартале «Дзорагюх» под музей и дом для Параджанова. Землетрясение 1988 года задержало строительство, и музей был открыт в 1991 году уже после смерти Сергея Иосифовича.
С виду небольшой дом хранит в своих каменных стенах огромную коллекцию. Более 600 работ Сергея Параджанова заполняют залы дома. Тут же и часть тбилисского дома режиссера, и его личные вещи, работы, сделанные во время тюремного заключения.
За годы существования фонды музея значительно пополнились. Сегодня количество предметов, связанных с Параджановым, составляет более 1500. Здесь хранятся письма самого мастера, открытки, эскизы, его переписка с Тарковским, Брик, Никулиным, Катаняном и другими деятелями культуры, его портреты и скульптуры.
Произведения Параджанова – ассамбляжи, плоские и объемные коллажи, рисунки, куклы, эскизы к фильмам – его восприятие мира, его чувства, которые стали ответом на то или иное событие в жизни. Коллекция поражает своей актуальностью и современностью, подобные вещи сейчас делают современные художники в XXI веке. Но Сергей Параджанов был и тут новатором: трудно найти что-то похожее на его творчество в истории искусства. Его отличает необычный взгляд на обычные предметы, игра с материалами, слои подтекста и гармония. В композициях Параджанова отражены разные чувства: тут и радость, и горе, юмор и самоирония, трагедии и баловство. и четкое осознание того, что автор этих работ – человек с непростой, тяжелой, невероятной судьбой, который тем не менее любил жизнь.
Дом-музей Сергея Параджанова работает без выходных 365 дней в году. Часы работы: с 10.30 до 17.00. Входной билет стоит 1000 драм, что составляет чуть больше двух долларов.
Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.