Называя Беларусь IT-страной, многие произносят это с иронией. Но не будем забывать, что это мы подарили миру WoT, MSQRD и Viber — и это лишь то, что первым приходит на ум. Над передовыми технологиями работают тысячи наших ребят, и, пусть и не так часто, но они продолжают удивлять необычными решениями весь мир. Сегодня говорим о компании Teslasuit, разработавшей уникальный костюм для погружения в VR (но не только). Его уже успели оценить команда Стивена Спилберга, сотрудники Sony Pictures и лично Палмер Лаки (основатель Oculus). А недавно техночудо отметили еще и престижной премией Red Dot Award за самый лучший дизайн. Так что это за устройство и почему им интересуются во всем мире?
По следам газонокосильщика
Сегодня коллектив международной компании Teslasuit насчитывает 120 человек, их офисы находятся в нескольких городах мира, но начиналось все с одного человека. Основная идея принадлежит брестчанину Сергею Хурсу. Со школьных лет он любил технику и электронику. А после просмотра культового фильма «Газонокосильщик» Сергей осознал, что за VR-технологиями будущее, и начал увлекаться этой темой всерьез.
«Те, кто видел видел фильм, смогут меня понять.Там фактически показан костюм, который позже лег в основу идеи. Но больше самого костюма меня впечатлили возможности, которые открываются с внедрением подобных технологий. По сути, в сюжете фильма показан пример применения тренингов в виртуальной реальности, которые позволяют расширить возможности человека, «прокачать» его способности».
Поступив в БНТУ на факультет робототехники, Сергей параллельно работал с друзьями над 5D-кинотеатрами и уже тогда понимал, что ощущения в этих аттракционах передавались не так реалистично и эффектно, как хотелось бы. Поэтому друзья начали думать, как можно реализовать более совершенную систему. Они пришли к идее костюма, который передает тактильные ощущения через электростимуляцию мышц и нервных окончаний. Уже в 19 лет Сергей представил концепцию такого костюма в университете, а еще через год идея обрела имя — Teslasuit. В 2012 году Сергей с несколькими единомышленниками начал детально прорабатывать свой концепт, готовить проект к реализации.
Инвестиции в будущее
Четыре года компания работала за свои средства, фактически — на энтузиазме и вере в продукт. Уже тогда стало понятно: без работающего прототипа, без понимания, зачем нужен этот абсолютно новый продукт, без веры в его потенциал никто не станет с ним и с его создателями работать.
«Если ты представляешь первый в своей категории продукт, новый и неизвестный, то нужно быть готовым дать возможность его протестировать, прочувствовать его потенциал. И если продукт работает, если ты сам понимаешь, как и зачем, если у тебя есть план, что делать и куда дальше идти — тогда с тобой начинают считаться и разговаривать серьезно», — делится опытом Сергей.
В 2015-м году в Лондоне Сергей знакомится с Дмитрием Михальчуком, тоже выходцем из Беларуси, который к тому моменту уже порядка 10 лет вел свой бизнес в Великобритании. Среди направлений деятельности компаний Дмитрия — производство дронов и систем «умного дома». Ребята быстро находят общий язык, и Дмитрия так увлекает идея создания костюма, что он переезжает в Минск, чтобы работать над проектом в должности директора по развитию. Teslasuit требовалось усиление в направлениях маркетинга и бизнес-администрирования — тех областях, с которыми Дмитрий был хорошо знаком.
«Каждый проект начинается с идеи, затем следует реализация, потом продвижение и продажа продукта. Все эти этапы важны. Любую самую инновационную идею можно реализовать абсолютно бездарно, и тогда не помогут ни маркетинговые трюки, ни бизнес-презентации и встречи. Все должно быть в балансе. Если что-то в процессе сбивается, нужно вовремя это заметить и поправить. И так постоянно», — рассказывает Дмитрий.
Впрочем, дело было не только в необходимости подготовки продукта к выходу на рынок. Дмитрий полагал, что строить команду эффективнее, когда находишься не просто рядом, а внутри коллектива: видишь, чем кто живет, о чем думает, какие у кого интересы и стремления. Эти же ценности разделял и Сергей, считавший команду большой дружной семьей. Объединив навыки и возможности всех участников проекта, сплотившись усиленной командой, в 2016-м году компания смогла привлечь частные инвестиции. Teslasuit выходит на новый уровень.
Техно-смокинг
Сегодня Teslasuit представляет собой высокотехнологичный костюм, начиненный несколькими передовыми системами. Некоторые из них готовы полностью, другие — еще тестируются и дорабатываются.
Teslasuit способен полностью погрузить вас в виртуальную реальность. Речь идет не только о достоверном motion capture (захвате движений), но и полноценной обратной связи. То есть, надев такой костюм, вы сможете и видеть свое тело в виртуальном мире, и ощущать воздействие этого мира на вас. Имитация прикосновений, поглаживаний, ударов (попадание пули), капель дождя, даже ощущение веса — все это костюм способен симулировать. В финальной версии костюма будет то, что сами разработчики в обиходе называют «климат-контроль» — имитация изменения температуры посредством встроенных температурных датчиков.
Читайте также: Как Xiaomi становится брендом #1. История компании, которая догоняет Apple
Полный комплекс систем костюма сегодня выглядит так: передача тактильных ощущений (обратной тактильной связи), захват движения, температурный контроль (в перспективе), биометрические датчики, а также электромиостимуляция и электростимуляция нервных окончаний. И все эти системы встроены прямо в материал костюма! Кстати, о нем. На старте проекта разработчики перепробовали много типов тканей, но ни одна не подошла под их задачи. Поэтому костюм создан из специально разработанной ткани, в основе которой лежат несколько материалов и технологий. Вся электроника «вшита» прямо в ткань и спокойно переносит стирку. Костюм полностью беспроводной и оснащен аккумулятором, которого хватает на 10 часов работы в штатном режиме.
Успокаивают и скромные «системные требования» новинки. Разработчики утверждают: никаких дополнительных требований к мощности компьютера предъявляться не будет. Если «начинка» системного блока способна обеспечить достойную производительность при работе с существующими системами VR, подключение костюма не создаст практически никакой дополнительной нагрузки. При этом сегодня компания четко нацелена на b2b-сегмент и не называет точных сроков выхода консьюмерской версии продукта.
Для чего нужен Teslasuit?
Несмотря на очевидные ассоциации с миром виртуальных развлечений, разработчики считают гейминг лишь одной из долгосрочных перспектив проекта.
«Сейчас мы сфокусированы не столько на гейминге, сколько на b2b-сегменте. Мы работаем над кейсами в промышленном обучении для повышения эффективности VR-тренингов — например, для отработки устранения аварийных ситуаций на нефтегазовом производстве и электростанциях. У нас есть обоюдный интерес с аэрокосмической индустрией.
В медицине совместно с командой профессиональных докторов мы создаем пилотный проект по реабилитации после инсультов и спинальных травм. Эта программа разрабатывается совместно с Дальневосточным государственным университетом во Владивостоке, где функционирует профильный центр по развитию нейротехнологии, виртуальной и дополненной реальности. Также мы начали ряд проектов по внедрению нашего продукта в телемедицину.
Еще одно направление, куда мы смотрим в перспективе, — это спорт. Скажем, мы сможем научить человека играть в гольф. Надев костюм, обучаемый перенесется на виртуальный гольф-полигон, а программная оболочка будет сканировать все его движения, указывать на ошибки и даже «поправлять» при помощи мышечной стимуляции, если он, скажем, слишком высоко заводит руку с клюшкой для удара по мячу. И таких примеров можно привести много», — рассказывает Сергей Хурс.
Еще одной потенциальной сферой применения костюма может стать виртуальный туризм, а также дистанционное управление, например, роботизированной техникой. Отдельно отметим планы разработчиков внедрять костюм для занятий… фитнесом. Электростимуляция мышц и нервных окончаний поможет глубоко проработать ту или иную группу мышц во время тренировки. Также есть варианты использования костюма во время разогревающих (предварительная проработка мышц) и завершающих тренировок. А во время занятий система по заранее записанной в программу базе движений и поз будет отслеживать движения спортсмена и с помощью обратной тактильной связи, электрических импульсов, подающихся на мышцы, подсказывать нужные движения и корректировать ошибки, предотвращая травмы. А благодаря биометрическим датчикам — еще и отслеживать физическое состояние во время занятий в костюме, измерять изменения производительности и давать подсказки, когда можно «приналечь», а когда — сбавить темп тренировки. Фантастика? Уже нет.
Не только костюм
Для полноценной работы костюма в большинстве сценариев все равно требуется шлем виртуальной реальности. Логично было бы предположить, что не за горами создание собственного «дополнения» к костюму в виде шлема. Но у разработчиков другое видение.
«Сейчас нет единого стандарта в VR-технологиях: это новая индустрия. И это скорее плюс: постоянно появляются решения, обещающие сделать погружение в виртуальную реальность более реалистичным, а опыт — более насыщенным. В продаже имеется много шлемов от разных производителей, и необходимости разрабатывать еще один нет. Мы сейчас сосредоточены полностью на костюме, а он совместим с любым VR-шлемом любого производителя», — поясняет позицию компании Дмитрий.
При этом другие компании, изготавливающие оборудование для VR, в Teslasuit конкурентами не считают. Так, одними из самых прогрессивных наработок в области VR-развлечений сегодня могут похвастать работающие под патронажем Wargaming компании Neurogaming и VR Tech (об их технологиях на базе парка «Телепорт» мы уже писали). Вот что говорит о них Дмитрий Михальчук:
«У нас абсолютно разные продукты, задачи и аудитория. Они делают ставку на развлечения, а мы сфокусированы на b2b-сегменте и применении костюма в промышленном обучении, в спорте и медицине. И, в отличие от вышеназванных проектов, направленных только на технологию захвата движений, мы занимаем нишу high-end решений для полного погружения в виртуальные миры, физического воздействия и биометрической обратной связи, выходя далеко за рамки виртуальной реальности и покрывая сразу несколько технологических решений.
Поэтому считаем, что конкурентов у нас нет. Во-первых, мы единственные встраиваем в свой костюм несколько систем, в то время как другие технологии работают только с чем-то одним (мокапом/захватом движений или с обратной тактильной связью). Во-вторых, мы используем электростимуляцию, а не вибрацию или другие механизмы обратной связи. Электростимуляция позволяет делать более тонкие настройки и передавать пользователю костюма более точечные, реалистичные ощущения. И несмотря на то, что все, кто так или иначе задействован в VR, занимаются совершенно разными с нами проектами, они тоже развивают VR-индустрию. Поэтому мы считаем их единомышленниками».
А вот собственные перчатки в компании Teslasuit уже разрабатывают. Подробностями не делятся, но обещают, что вместе с костюмом они будут составлять единое целое — как по функционалу и возможностям, так и по дизайну. О дизайне костюма стоит рассказать отдельно.
Красивый, технологичный… и модный?
Дизайн костюма менялся от года к году, но в 2019-м его последнюю версию отметили наградой на престижной премии Red Dot Award. Как это стало возможным, рассказал главный дизайнер Teslasuit Игорь Бутурля.
— Чем вы вдохновлялись при разработке внешнего вида костюма, стояла ли задача сделать дизайн, которые опередит свое время и останется актуальным в ближайшие годы?
— Меня вдохновляет многое: музыка, автомобильный дизайн, новые технологии и гаджеты. Разумеется, влияние оказывают и продукты массовой культуры: фильмы, комиксы, игры. Возможно, поэтому у многих при взгляде на костюм возникают ассоциации с теми или иными персонажами из мира кино или гейминга. Второй, не менее важный источник вдохновения, — это человеческое тело. Оно прекрасно и всеми своими системами само подсказывает направление движения.
Если говорить конкретно о Teslasuit, то нашей целью было создать нечто совершенно новое — начальное звено симбиоза пользователя и электроники, своеобразный медиум между человеком и цифровым миром. В фильме «Ready Player One» («Первому игроку приготовиться») действие происходит в 2045 году, и там показан похожий по идее костюм. Сейчас 2019 год, так что в жизни мы уже значительно опередили время, спрогнозированное в фантастике.
Наш костюм — это не модная вещь, чтобы оставаться актуальным или выйти из моды. Это технологический продукт. Разумеется, в технологиях тоже есть свои тренды, и VR — один из них. Так что есть все основания полагать, что костюм как tech trend будет долго оставаться в топе.
— Как искали баланс между «красиво» и «функционально», на какие жертвы в дизайне пришлось пойти, чтобы не ущемить функционал?
— Изначально моей задачей было найти тот самый баланс между комфортом и эстетикой, технологичной эргономикой и возможностями для реализации всего функционала Teslasuit. Так, при конструировании главным оказалось создать уникальную сенсорную связь между человеческим телом и электроникой, «подружить» между собой костюм и тело. Поскольку требования к одежде совсем другие, нежели к корпусам гаджетов, основной целью стало сделать сложную систему датчиков и маркеров комфортной, безопасной для взаимодействия с человеком.
Пожалуй, это одна из самых сложных задач — внедрение электроники в одежду. У Teslasuit нет аналогов как таковых, и в нашем продукте нужно было впервые объединить, казалось бы, несочетаемые функции: плотное прилегание к телу, удобство при надевании, максимальную унификацию (для разных типов фигур), интеграцию электроники в ткань. Но благодаря такой сложности задач мы и разрабатываем элегантные решения, которые не вредят эстетике. Считаю, с задачей мы справились.
— У вас есть система, которая учитывает электрическое сопротивление кожи и подстраивает силу импульсов под конкретного человека. А как быть с размерами? Как их учитывали при разработке дизайна?
— У нас есть полная классическая размерная линейка: S, M, L, XL. Для максимального удобства мы уже на старте расширили размерный ряд, добавив удлиненные версии. Конечно, индивидуальность человеческого тела невозможно унифицировать полностью. Поэтому в дальнейшем, при выходе на большие промышленные масштабы, мы обязательно добавим функцию индивидуальной подгонки. Но даже сейчас нам удалось создать костюм, который сразу подходит 90% людей. При конструировании мы предусмотрели достаточное количество молний и застежек для более плотного прилегания и достижения компрессионного эффекта. Вся фурнитура органично вписана в дизайн и делает костюм более универсальным. Используя застежки на руках, голенях или бедрах, вы можете адаптировать его к конкретной фигуре. Кстати, многие, кто примеряет костюм, отмечают, что он стройнит и подчеркивает достоинства тела, а недостатки скрывает.
- Будут ли облегченные версии костюмов, которые люди в будущем смогут надевать на улицу как элемент одежды, и взаимодействовать в виртуальном мире, подключаясь через широкополосный интернет в смартфонах?
- Если фантазировать, то такая версия в долгосрочном будущем возможна. Это в первую очередь вопрос к разработчикам. Если технологически будет возможно реализовать такой проект, то к этому подключатся и продуктовые дизайнеры. На нынешнем этапе развития технологических возможностей мы с командой постоянно экспериментируем и стараемся сделать костюм более легким, удобным, «дышащим». Мы пробуем разные ткани, техники кроя. Это непрекращающийся поиск оптимальных и наиболее выигрышных решений.
Конечно мы полным ходом идем к консьюмерскому рынку, но я не решусь давать прогнозы когда это произойдет, так как формируем рынок не только мы в Teslasuit, но и наши партнеры и разработчики. Но я с уверенностью могу сказать что за умной одеждой большое будущее.
- В приложениях, где будет использоваться ваш костюм, наверняка будут аналоги «скинов» — графического отображения носителя в виртуальном мире. Будете ли вы принимать участие в разработке этих элементов персонализации, или отдадите на откуп разработчикам программ?
- Все зависит от конкретного приложения через которое потребитель будет взаимодействовать в виртуальном мире либо дополненной реальности. Наш продукт, — это платформа, как компьютер: со своей оболочкой, но представляющая серьезный инструмент для дополнения уже существующих систем и создания новых. Кстати, мы называем виртуальных двойников пользователей «аватарами». В наших внутренних продуктах их отрисовкой занимается отдельная команда дизайнеров.
За шаг до будущего
Кроме описанных выше областей применения костюма, у разработчиков есть что-то вроде мечты на далекую перспективу. Они хотят сделать костюм частью… мессенджера. Но не простого. Своим видением поделился Дмитрий Михальчук.
«Обычно мы говорим о пяти основных чувствах: зрении, слухе, вкусе, запахе и прикосновениях. Люди всегда стремились передать именно эти ощущения: голос и звук через радио и телефонию, видео и аудио через телевидение и Интернет. На этом строится развитие всех коммуникационных технологий. И только тактильные ощущения всегда оставались чем-то очень личным: мы позволяем прикасаться к себе лишь очень близким людям.
Технологии Teslasuit позволяют передавать прикосновения – а это, фактически, новый канал коммуникации. Это история о том, чтобы дать возможность людям прикоснуться друг к другу, дать почувствовать связь: и в виртуальном мире и просто на расстоянии. А мессенджеры создавались именно для поддержания связи на расстоянии. Технология Teslasuit фактически добавляет еще одну опцию к текстовому, голосовому и видео общению. Окажется ли эта возможность востребованной в мировом масштабе? Это покажет время…».
Текст: Дмитрий Малахов
ЧИТАЙТЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Как Xiaomi становится брендом #1. История компании, которая догоняет Apple
Парк виртуальных развлечений «Телепорт» открылся в Минске. Впечатления и цены
18 профессий, в которых людей скоро заменит искусственный интеллект