Найти тему
Минкаил Сулейманов

«Цифровая экономика» или экономика знаний?

В цифровой экономике основным драйвером прогресса становятся не доступ к сырью или умения людей его обрабатывать, но - знания, в том числе, формализованные знания и неявные знания, которыми обладают люди. Тема «использования знаний», при котором люди зарабатывают себе на этом деньги, входит в состав теории так называемого «интеллектуального капитала», составляющей основу дисциплины knowledge management. Название этой прикладной дисциплины обычно переводят как «управление знаниями».

Ф. Махлуп определил экономику знаний как один из секторов экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста ВВП

Сейчас есть уже ряд обзорных работ, в которых делается попытка как-то классифицировать массу работ и исследований в этой области. Среди них следует выделить научные публикации, в которых акцент сделан на возможностях применения в работе систем управления знаниями (СУЗ) особых математических методов. В первую очередь это касается применения методов оптимизации и построения игровых моделей, предусматривающих предсказуемое поведение агентов - обладателей знаний.

Разумеется, прежде всего, речь идет о создании СУЗ на предприятиях и в организациях. Развитие Интернета и сетевых технологий существенно расширили возможности предприятий и организаций по использованию в собственных целях не только знаний своих сотрудников, но и знаний «третьих лиц», привлекаемых для выполнения отдельных задач на условиях краудсорсинга. Сложность задач, решаемых таким образом, постоянно растет, применяемые в них алгоритмы все более формализуются и совершенствуются. А потому сетевые системы краудсорсинг можно считать уже установившейся составной частью СУЗ.

Стоит отметить, что в терминологии, связанной с управлением знаниями, в том числе с разработкой СУЗ, много спорного, что затрудняет определение границ предметной области. Частично это связано с мультидисциплинарным характером предмета исследований, где пересекаются технические, гуманитарные и общественные науки.

Кроме того, и само понятие «управление знаниями» пока еще весьма расплывчато и неоднозначно. Одни авторы определяют его через внешние характерные черты, другие пытаются представить его базовое содержание путем уточнения значений входящих в определение этого понятия слов. На сегодняшний день в литературе можно найти не менее тридцати различных определений, но все они либо заведомо неполны, либо используют разные сами по себе трудно определяемые термины (человеческий потенциал, человеческий капитал, социальный капитал, интеллектуальный капитал).

Как уже отмечалось, среди формальных признаков, отличающих цифровые продукты от большинства привычных продуктов, можно выделить отличительные свойства всех информационных продуктов, в том числе, присущие и цифровым продуктам. К их числу относится, прежде всего, «идемпотентность» исходных элементов этих продуктов. Из этого свойства следует неконкурентность в потреблении, присущая всем общественным и иным коллективным благам.

Как специфическое свойство цифровых продуктов, выделяющее их из других информационных продуктов, следует упомянуть также возможность их передачи по каналам связи без потери точности, т.е. - клонирование вместо копирования при перезаписи. Следствия этого свойства - возможность шифрования сигналов, цифровые вычисления на ЭВМ, 3-d печать и многие другие, в том числе, еще не открытые возможности.

Прогностическая сила теории в цифровой экономике (digital economy) обеспечивается, прежде всего, вниманием к трансакционным издержкам, их точной идентификацией и детализацией. Понимая то, как будут меняться те или иные трансакционные издержки, можно прогнозировать изменение форм ведения бизнеса и многие деструктивные последствия цифровизации. Во многом это уже показал Дон Тапскотт. Но можно идти дальше, детализируя трансакционные издержки, делая их измеримыми и управляемыми.

Не исключено, что благодаря технологии блокчейн и шифрованию можно будет снижать издержки коммуникационного поведения людей, как минимум, - в некоторых определенных областях деятельности. Однако для этого надо научиться прогнозировать такие издержки и давать им численные оценки.

Уже сейчас понятно, что по мере цифровизации экономики все чаще будут встречаться виды бизнеса и процессы с возрастающей «отдачей на масштаб» деятельности - а не с убывающей, как в старых отраслях реальной экономики и традиционных моделях экономики. В частности это можно показать, сопоставляя трансакционные издержки ex-ante и ex-post. То же получается при попытках моделирования экономики с аддитивными технологиями (3-d печать).

В целом из всего изложенного выше следует, что цифровая экономика как научное направление - огромная область исследований и консультационных услуг, связанных между собой общим предметом изучения (знаниями в различных видах и формах), но заметно различающихся в отношении используемых подходов к этому предмету, с степени формализации действий и в углах зрения операторов этой деятельности.

Таким образом, в более общем смысле к «цифровой экономике» следует относить такой тип экономических систем, в котором преобладающая часть национального продукта обеспечивается видами деятельности, так или иначе связанными с производством, обработкой, хранением и распространением информации.

И если признать, что дальнейшее развитие современного общества невозможно представить без ИКТ, то позволительно будет и говорить о становлении новой фазы общественного развития, получившей наименования «информационного общества».

В целом же термин «информационная экономика» обычно используется для обозначения двух понятий. Во-первых, информационная экономика есть современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов.

Во-вторых, информационная экономика - это еще и новая экономическая теория складывающегося сейчас «информационного общества». При этом «информационная экономика» как научная специальность и образовательная дисциплина изучает особые закономерности использования информационных факторов как компонентов этой новой экономической системы.

И тогда под «информационным обществом» следует понимать такую стадию общественного развития, на которой использование ИКТ оказывает значительное воздействие на базовые сферы жизни человека и его социальные институты, а именно: экономику и деловую сферу; образование и здравоохранение; культуру и искусство; социальное обслуживание; государственное управление.

Другими словами, «информационное общество» – это такое общество, большая часть которого занята в процессах, связанных с производством, переработкой, хранением и реализацией информации и знаний.