Найти тему
История на местности

Дворец на Яузе: от Ленина до КВН, от Сталина до Цоя

Никита Андреев

Современный адрес: пл. Журавлёва, 1 .

Вопреки сталинскому облику, Дворец на Яузе дореволюционный. Его построили в 1903 году под именем Введенского народного дома посреди обширной Введенской площади. Это произошло одновременно со строительством модернового дома Носова. Да, в 1903 году жители Семеновской слободы могли сказать сакраментальную фразу: «Хорошеет Москва!»

Возможно, среди этих господ есть кто-то из Носовых. У священников не зря вид недовольный (см. далее)
Возможно, среди этих господ есть кто-то из Носовых. У священников не зря вид недовольный (см. далее)
Вид Введенского народного дома на момент открытия
Вид Введенского народного дома на момент открытия

Архитектор — Илларион Иванов-Шиц, мастер сдержанного, но изящного направления в модерне, известного как венский сецессион.

В начале XX века в Москве строили много народных домов — в основном, на окраинах, для просвещения рабочих. Ядром учреждения был театр. Введенский народный дом считался лучшим в России, ведь им заведовал Алексей Бахрушин — знаменитый меценат, основатель театрального музея.

Примечательно, что поначалу священники соседней Введенской церкви направили петицию против строительства театра. Тогда местные фабриканты направили встречную петицию:

«Ограничение относительно известного расстояния от церквей относится только к питейным заведениям… город собирается строить не какой-нибудь балаган, способный возмутить общественную благопристойность, а театр, то есть учреждение, причисленное теперь к числу учреждений образовательных».

До революции здесь шли спектакли бахрушинской труппы, а затем началась длинная чехарда превращений. Для начала с 1917 года в народном доме обосновался штаб Военно-революционного комитета Благуше-Лефортовского района. В 1918 и 1919 годах здесь выступал Ленин.

1917 год, внутри — революционеры
1917 год, внутри — революционеры

В 1924 зданию вернули исконную функцию — теперь это был Рабочий дворец МГСПС им. В. И. Ленина (Московского губернского совета профессиональных союзов). С 1925 — просто Дворец имени Ленина. С 1927 — Театр рабочего дворца им. Ленина. В эти годы дворец принадлежал Губотделу Союза текстильщиков. Я думаю, неспроста — ведь рядом на Хапиловке текстильная фабрика Носовых и НИИ Шерсти.

Рабочие на фоне своего дворца в 1920-е
Рабочие на фоне своего дворца в 1920-е
Театр Сталинского района, предвоенные годы
Театр Сталинского района, предвоенные годы
Новое здание в 1949 году
Новое здание в 1949 году

С 1938 по 1948 здесь был Театр Сталинского района, причем в 1947 году архитектор Борис Ефимович перестроил бывший народный дом до неузнаваемости, превратив венский сецессион в «слоновий ампир». В 1948 году в обновленное здание переехал из сада «Эрмитаж» Театр имени Моссовета под руководством Юрия Завадского. Театралы в шутку называли «Электрозавадской» близлежащую станцию метро «Электрозаводская».

Жестко заретушированная фотка 1949 года
Жестко заретушированная фотка 1949 года
Местная городская легенда гласит, что на этом избирательном участке во дворце на Яузе голосовал Сталин. На самом деле Сталин голосовал в Кремле (по месту прописки), а на этом участке голосовали за него жители Сталинского района, от которого он выдвигался в Верховный Совет СССР
Местная городская легенда гласит, что на этом избирательном участке во дворце на Яузе голосовал Сталин. На самом деле Сталин голосовал в Кремле (по месту прописки), а на этом участке голосовали за него жители Сталинского района, от которого он выдвигался в Верховный Совет СССР

Здесь Эльдар Рязанов снимал начальные кадры «Карнавальной ночи» с домом культуры в 1956 году. Тем не менее, идея поселить популярный Театр имени Моссовета на рабочей окраине оказалась неудачной, и в 1959 году он съехал в новое здание в саду «Аквариум». Во Дворце на Яузе обосновался Телевизионный театр, где снимали ранние выпуски КВН и «Голубого огонька».

Площадь Журавлева и дворец в 1955 году
Площадь Журавлева и дворец в 1955 году
Другой ракурс примерно в те же годы
Другой ракурс примерно в те же годы
В народе эти статуи называли трубадурами. Когда рабочие Электрозавода желали после работы употребить напитки, они говорили: «Ну чё, споем с трубадурами?»
В народе эти статуи называли трубадурами. Когда рабочие Электрозавода желали после работы употребить напитки, они говорили: «Ну чё, споем с трубадурами?»

В 1967 году Телевизионный театр отправился в Останкино, его место занял на время Театр миниатюр. В 1980-е здесь уже был Дом культуры Московского электролампового завода. Весной 1988 года здесь состоялось эпическое событие: премьера фильма «Асса» и молниеносное восхождение русского рока в широких народных массах.

Помимо кино, в эту пору в ДК МЭЛЗ шла выставка художников-авангардистов и первые массовые концерты БГ и Цоя. Вот подробности, а я ограничусь фотками.

Не знаю, какой фильм или какую музыку сейчас надо создать, чтобы породить такую качественную вакханалию
Не знаю, какой фильм или какую музыку сейчас надо создать, чтобы породить такую качественную вакханалию
Заниженная лада образца 1989 года. Это снято через год после «Ассы», но тоже круто
Заниженная лада образца 1989 года. Это снято через год после «Ассы», но тоже круто

В октябре того же андеграундного 1988 года общество «Мемориал» провело в ДК МЭЛЗ «Неделю совести» — первую в СССР выставку о сталинских репрессиях.

Как принято в Москве, собралась нехилая очередь
Как принято в Москве, собралась нехилая очередь
«Дом, трижды слышавший Ленина…, в котором Сталин предпочитал избираться в органы верховной власти, теперь принимает "Неделю совести"». Огонек, №48, 1988
«Дом, трижды слышавший Ленина…, в котором Сталин предпочитал избираться в органы верховной власти, теперь принимает "Неделю совести"». Огонек, №48, 1988
Публика офигевает от ужасов прошлого и еще не знает, какие через несколько лет придут ужасы будущего
Публика офигевает от ужасов прошлого и еще не знает, какие через несколько лет придут ужасы будущего

В 1990-е дворец приватизировали и лишили статуса памятника архитектуры. Несмотря на это, дворец живет хорошо и в ходит в число главных театральных площадок Москвы.

Эпический пафос. Фото: Никита Андреев
Эпический пафос. Фото: Никита Андреев
Ограда. Фото: Никита Андреев
Ограда. Фото: Никита Андреев
Трубадуры. Фото: Никита Андреев
Трубадуры. Фото: Никита Андреев

На закуску пара кадров «было-стало»:

1914
1914
1996 (сейчас такой же)
1996 (сейчас такой же)

Это был пост из серии «Окрестности дома Носова». Вот версия с интерактивной картой.