Никита Андреев
Современный адрес: пл. Журавлёва, 1 .
Вопреки сталинскому облику, Дворец на Яузе дореволюционный. Его построили в 1903 году под именем Введенского народного дома посреди обширной Введенской площади. Это произошло одновременно со строительством модернового дома Носова. Да, в 1903 году жители Семеновской слободы могли сказать сакраментальную фразу: «Хорошеет Москва!»
Архитектор — Илларион Иванов-Шиц, мастер сдержанного, но изящного направления в модерне, известного как венский сецессион.
В начале XX века в Москве строили много народных домов — в основном, на окраинах, для просвещения рабочих. Ядром учреждения был театр. Введенский народный дом считался лучшим в России, ведь им заведовал Алексей Бахрушин — знаменитый меценат, основатель театрального музея.
Примечательно, что поначалу священники соседней Введенской церкви направили петицию против строительства театра. Тогда местные фабриканты направили встречную петицию:
«Ограничение относительно известного расстояния от церквей относится только к питейным заведениям… город собирается строить не какой-нибудь балаган, способный возмутить общественную благопристойность, а театр, то есть учреждение, причисленное теперь к числу учреждений образовательных».
До революции здесь шли спектакли бахрушинской труппы, а затем началась длинная чехарда превращений. Для начала с 1917 года в народном доме обосновался штаб Военно-революционного комитета Благуше-Лефортовского района. В 1918 и 1919 годах здесь выступал Ленин.
В 1924 зданию вернули исконную функцию — теперь это был Рабочий дворец МГСПС им. В. И. Ленина (Московского губернского совета профессиональных союзов). С 1925 — просто Дворец имени Ленина. С 1927 — Театр рабочего дворца им. Ленина. В эти годы дворец принадлежал Губотделу Союза текстильщиков. Я думаю, неспроста — ведь рядом на Хапиловке текстильная фабрика Носовых и НИИ Шерсти.
С 1938 по 1948 здесь был Театр Сталинского района, причем в 1947 году архитектор Борис Ефимович перестроил бывший народный дом до неузнаваемости, превратив венский сецессион в «слоновий ампир». В 1948 году в обновленное здание переехал из сада «Эрмитаж» Театр имени Моссовета под руководством Юрия Завадского. Театралы в шутку называли «Электрозавадской» близлежащую станцию метро «Электрозаводская».
Здесь Эльдар Рязанов снимал начальные кадры «Карнавальной ночи» с домом культуры в 1956 году. Тем не менее, идея поселить популярный Театр имени Моссовета на рабочей окраине оказалась неудачной, и в 1959 году он съехал в новое здание в саду «Аквариум». Во Дворце на Яузе обосновался Телевизионный театр, где снимали ранние выпуски КВН и «Голубого огонька».
В 1967 году Телевизионный театр отправился в Останкино, его место занял на время Театр миниатюр. В 1980-е здесь уже был Дом культуры Московского электролампового завода. Весной 1988 года здесь состоялось эпическое событие: премьера фильма «Асса» и молниеносное восхождение русского рока в широких народных массах.
Помимо кино, в эту пору в ДК МЭЛЗ шла выставка художников-авангардистов и первые массовые концерты БГ и Цоя. Вот подробности, а я ограничусь фотками.
В октябре того же андеграундного 1988 года общество «Мемориал» провело в ДК МЭЛЗ «Неделю совести» — первую в СССР выставку о сталинских репрессиях.
В 1990-е дворец приватизировали и лишили статуса памятника архитектуры. Несмотря на это, дворец живет хорошо и в ходит в число главных театральных площадок Москвы.
На закуску пара кадров «было-стало»:
Это был пост из серии «Окрестности дома Носова». Вот версия с интерактивной картой.