Сегодня был в районном суде и в ожидании начала судебного заседания стал невольным свидетелем беседы адвоката с подзащитным.
- Я не виноват, - доказывал своему адвокату мужчина средних лет.
- А я вам говорю "подписывайте"; что и кому вы пытаетесь доказать? - не унимался адвокат, настойчиво протягивая ему ручку. - Давайте быстрее, у меня через 15 минут заседание по другому делу...
Поводом для их спора было ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке, которое мужчина должен был подписать.
Подпись в таком ходатайстве означает признание вины подсудимым и вынесение судом обвинительного приговора без проведения судебного разбирательства.
Выглядит это ходатайство примерно так:
Сами понимаете, что особый порядок это прямо подарок для всех участников уголовного дела: напрягаться никому не нужно (ни судье, ни прокурору, ни адвокату), а обвинительный приговор обеспечен.
Сразу вспоминается крылатая фраза: "Признание – царица доказательств".
Адвокат, судя по всему попался опытный и не зря свои деньги получает, поэтому сумел убедить своего подзащитного, и тот подписал всё, что от него требовалось. Дальнейшее было делом техники: с подписанными бумагами они зашли в кабинет судьи и через пять минут вышли. Адвокат на прощание пожал руку своему подзащитному и, напомнив тому, чтобы уточнил у секретаря когда будет готова копия приговора, спешно отправился по-видимому к следующему своему доверителю.
Немногим позже, выйдя из суда, я увидел и услышал другого адвоката, который у входа в здание беседовал с семейной парой (муж и жена), убеждая их в преимуществах особого порядка рассмотрения уголовного дела. Мне было некогда и неудобно дослушивать их беседу до конца, поэтому не могу сказать, кому из этих двоих (мужу или жене) предстояло признать свою вину и получить приговор в особом порядке.
И это ведь наглядно демонстрирует положение дел в нынешней системе уголовного правосудия России.
Правосудие по уголовным делам в сегодняшней России ОСОБОЕ, в буквальном смысле.
Не так давно была опубликована статистика о рассмотрении российскими судами уголовных дел в 2018 году.
Доля оправдательных приговоров составила - 0,3%. Всего три десятых процента!
Впрочем, этот мизерный процент оправдательных приговоров сохраняется в нашей стране годами и даже десятилетиями. Сложно ожидать чего-то иного там, где оправдательный приговор считается браком и недоработкой следствия, прокурора и суда.
А вот что действительно тревожит, так это неуклонный рост уголовных дел, рассмотренных в особом порядке.
Да, 69 процентов всех уголовных дел в 2018 году были рассмотрены в особом порядке: без проведения судебного разбирательства, без исследования и оценки доказательств.
Не берусь утверждать, что все адвокаты только и делают, что уговаривают своих подзащитных написать ходатайство о рассмотрении в особом порядке. Но эти две цифры - 0,3% оправдательных приговоров и 69% в особом порядке - не укладываются в моей голове.
Зачем в таком случае нужны адвокаты, если почти 3/4 уголовных дел это признание подсудимыми своей вины? Да собственно, и необходимость в следователях с прокурорами в таком случае весьма сомнительна.
Можем на мгновение перенестись в жуткие советские тридцатые годы
Генеральный прокурор СССР (1935-1939 гг.) А.Я. Вышинский писал:
В достаточно уже отдалённые времена, ... переоценка значения признаний подсудимого или обвиняемого доходила до такой степени, что признание обвиняемым себя виновным считалось за непреложную, не подлежащую сомнению истину, хотя бы это признание было вырвано у него пыткой, являвшейся в те времена чуть ли не единственным процессуальным доказательством, во всяком случае считавшейся наиболее серьёзным доказательством, "царицей доказательств".
... Этот принцип совершенно неприемлем для советского права и судебной практики ...
(Теория судебных доказательств в советском праве / Вышинский А.Я. - М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1941. - 220 c.)
Ну что же, на дворе уже не 1937 год, однако в нынешнем российском уголовном правосудии царицей доказательств является даже не просто признание вины, а ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке.
Чтобы вы понимали разницу, одного только признания в советские времена было недостаточно для обвинительного приговора, и требовались дополнительные пусть даже временами сфабрикованные доказательства. В случае с особым порядком в нынешней России никаких доказательств не требуется - только ходатайство.
Складывается ощущение, что нынешняя (современной её назвать сложно) российская правоохранительная система объединена одной целью - добиться от обвиняемого заветного ходатайства об особом порядке и, как следствие, выдать обвинительный приговор без лишних формальностей. Взамен на покладистость обвиняемым гарантируют наказание не выше 2/3 от максимального.
Значимой частью этой правоохранительной системы являются и адвокаты, склоняющие подзащитных к подписанию таких ходатайств.
Я конечно понимаю, что иногда в силу конкретных обстоятельств особый порядок может быть уместным и даже оптимальным для подзащитного, но 69 процентов (!), не перебор ли?
Учитывая, что далеко не по всем категориям дел законом допускается особый порядок, эта статистика особенно пугает. Она означает, что в подавляющем большинстве уголовных дел адвокаты просто расписывались в своем бессилии или нежелании что-либо доказывать по делу. И как этот факт понимать?
Раньше много говорилось про обвинительный уклон правосудия, про связку следователь-прокурор-суд. Теперь к этой связке еще и адвокатов нужно отнести?
Это что же, теперь впору говорить про обвинительный уклон российской адвокатуры?!
Подписывайтесь на канал, если еще не подписаны
Подписывайтесь в Телеграмм, чтобы получать уведомления о новых заметках
Меня можно найти на сайте: buro26.ru, если понадоблюсь