Одна из главных задач аэродромных служб — обеспечение безопасности полетов. Рядом с людьми в аэропорту работают и специально обученные ловчие птицы. Вместе они — орнитологическая служба аэропорта.
Птицы, столкнувшись с самолетом, могут стать причиной авиационного происшествия. Орнитологическая служба следит за птицами в аэропорту и на прилегающей территории и применяет меры для обеспечения орнитологической безопасности полетов.
В аэропорту установлено специальное оборудование для отпугивания птиц, но птицы очень быстро привыкают к технологическим новшествам. Поэтому аэропорт применяет в своей работе хищных птиц, которые отпугивают залетных гостей.
На службе аэропорта Домодедово состоят пять ястребов-тетеревятников. С одним из них, Сильвой, я познакомился поближе. Хозяйка Сильвы, специалист по орнитологическому обеспечению Ника Рыжова-Аленичева, раскрыла подробности работы.
Ника работает в аэропорту уже 13 лет, ее питомице 7 лет. Контакт между птицей и наставником — самое важное в работе. Сильва слушается Нику и прилетает только к ней.
Практика использования ловчих птиц при охране аэропортов является мировой. Птицы используются для охраны аэропортов Лос-Анджелес и Хитроу. Раньше кроме ястребов-тетеревятников использовались еще и соколы, но соколы при охоте должны набирать большую высоту, а ястребы летают вслед за жертвой, поэтому лучше применять их.
Сильва живет в специальном вольере в относительно спокойной зоне аэропорта. Дрессированный ястреб-тетеревятник не боится громких звуков и техники.
При работе с ловчими птицами к хвосту крепятся колокольчик и радиопередатчик, позволяющие найти птицу, если она улетит. Сейчас у Сильвы линька, перо, к которому крепилось оборудование выпало. Но для такой опытной птицы передатчик и не обязателен, она очень хорошо ориентируется на местности и полностью подчиняется наставнице.
Наиболее опасны для самолетов птицы массой более полукилограмма. В районе Москвы это куропатки, серебристые чайки, канюки. Также опасность представляют более мелкие птицы, которые сбиваются в стаи. Особо опасные периоды — весна и осень, когда происходит миграция птиц с юга на север и обратно.
Если хищника нужно успокоить, например, при транспортировке. На голову надевают специальную шапочку — клобучок. Сильва — птица гордая, процесс не любит, но как только клобучок оказывается у нее на голове, мгновенно становится смирной.
После транспортировки клобучок снимают, птица оглядывается по сторонам, осваивается и вновь готова к работе.
Кстати, в большинстве случаев, обученная ловчая птица не наносит своей жертве критических повреждений. Непрошенных птиц потом окольцовывают и выпускают подальше от аэропорта.
Ежедневно специалисты орнитологической службы обходят территорию аэропорта, также они реагируют на сообщения диспетчерских и других служб, если где-то появились птицы. В зависимости от ситуации используются не только ловчие птицы, но и отпугивающие устройства типа стартового пистолета.
Также в аэропорту под контролем орнитологической службы круглосуточно с интервалом в 10-20 минут работают биоакустические установки с записями тревожных птичьих криков и пропановые пушки.
Работают птицы круглый год посменно. Обычно поочередно используются две самые обученные птицы, еще три находятся в резерве.
Ника и Сильва — прекрасная пара. Они чувствуют и понимают друг друга с одного взгляда. Профессионалы, которые ежедневно заботятся о безопасности пассажиров.
Спасибо за вашу работу! Пусть все полеты будут безопасными!
Жмите палец вверх 👍 и поделитесь ссылкой в соцсетях.
Подписывайтесь на мой канал и заходите почаще! Спасибо за внимание!