Найти в Дзене

Каталогизация, или как найти в современной музыке наследие Уитмена

В последней своей статье про "Дендрарий" я приводила небольшой отрывок из их песни "Твиттер". Вот такой: Двести стаканов, восемь скатерок, Рукава прадедушкиных гимнастёрок, Пиджак без подкладки, гантели, кассеты, Пластинки, катушки, прочие раритеты.... Примечателен этот самый отрывок тем, что в нём используется сразу три интересных приёма. Но чтобы их было видно чётче, лучше сразу посмотреть на текст всего куплета: Двести стаканов, восемь скатерок, Рукава прадедушкиных гимнастёрок, Пиджак без подкладки, гантели, кассеты, Пластинки, катушки, прочие раритеты, Кукла без глаза, школьная форма, Крюгер, Воннегут, Отелло, Штирлиц и Борман, Вьетнамки, скакалки, Ту-144 (И как он вообще поместился в квартире?!), Газеты, журналы, фото Первопрестольной... Конечно, представленный список неполный. Первый приём - это, конечно же, градация. Начав со скакалок и пришедшей в негодность одежды, авторы текста постепенно подводят нас к кульминации - появлению в захламлённой квартире... самолёта. Это,

В последней своей статье про "Дендрарий" я приводила небольшой отрывок из их песни "Твиттер". Вот такой:

Двести стаканов, восемь скатерок,

Рукава прадедушкиных гимнастёрок,

Пиджак без подкладки, гантели, кассеты,

Пластинки, катушки, прочие раритеты....

Ютуб утверждает, что группа "Дендрарий" выглядит вот так!
Ютуб утверждает, что группа "Дендрарий" выглядит вот так!

Примечателен этот самый отрывок тем, что в нём используется сразу три интересных приёма. Но чтобы их было видно чётче, лучше сразу посмотреть на текст всего куплета:

Двести стаканов, восемь скатерок,

Рукава прадедушкиных гимнастёрок,

Пиджак без подкладки, гантели, кассеты,

Пластинки, катушки, прочие раритеты,

Кукла без глаза, школьная форма,

Крюгер, Воннегут, Отелло, Штирлиц и Борман,

Вьетнамки, скакалки, Ту-144

(И как он вообще поместился в квартире?!),

Газеты, журналы, фото Первопрестольной...

Конечно, представленный список неполный.

Первый приём - это, конечно же, градация. Начав со скакалок и пришедшей в негодность одежды, авторы текста постепенно подводят нас к кульминации - появлению в захламлённой квартире... самолёта.

По всей вероятности - вот такого :)
По всей вероятности - вот такого :)

Это, как мы с вами понимаем (после школьных уроков литературы - все те, кто, как и я, сдавал по ней ЕГЭ, сейчас вздрогнули), гипербола. То есть - преувеличение. До непомерных прямо-таки размеров.

А вот третий приём - это то, ради чего я весь этот балаган-то и затевала. Это каталогизация, та самая штука, которая сейчас в музыке разошлась довольно широко. Особенно в рэпе. Очень удобно: читаешь себе и читаешь по списку, и быстро, и удобно, и картинка разнообразная и целостная.

Прямо пальцы чешутся копипастнуть сюда классическое:

Горный воздух, спорт и здоровье, курорт, игорный дом,
Двор торговый, фудкорт. Добро пожаловать в Горгород!
Эталон комфортного отдыха, гольф, аквадром и керлинг -
Добро пожаловать в Горгород!

(Oxxymiron - Слово мэра)

Или вот это:

Ты пахнешь шоколадом. Пахнешь, как цветы.

Пахнешь, как мечты воплощаемые с нуля.
Пахнешь, как желание - чистое животное желание;
Но ты пахнешь на шестнадцать. Ты как первое свидание.

(Скриптонит - Космос)

Ну и напоследок - из совсем свежего:

Якби я була не я,

Я б не шукала біти, я б не шукала свій стиль
Я би палила мости, і була би з простих, з точністю, як ти
Я б не копила думки, я би була аби з ким
Я би ладнала замки, і будувала від всіх барикади, з точністю, як ти

Если бы я была не я,

Я б не искала биты, я б не искала свой стиль,
Я бы сжигала мосты, я бы была из простых - точно как ты;
Я бы не копила мысли, я была бы абы с кем,
Я бы ладила замки, строила ото всех баррикады - точно как ты.

(Alyona Alyona - Як би я була не я)

А ещё такое очень любят авторы белых стихов и верлибров (особенно верлибров!). Потому что каталогизация помогает стихам в отсутствие рифмы и размера быть похожими... ну, на стихи.

Первым это, кстати, начал активно использовать американский поэт Уолт Уитмен.

Вот так он выглядел. Очень оптимистичный был дяденька, с сильным и несломимым духом.
Вот так он выглядел. Очень оптимистичный был дяденька, с сильным и несломимым духом.

Вот отрывок из его стихотворения "Мы двое, как долго мы были обмануты":

Мы двое, как долго мы были обмануты,
Мы стали другими, мы умчались на волю, как мчится Природа,
Мы сами Природа, и долго нас не было дома, теперь мы
вернулись домой,
Мы стали кустами, стволами, листвою, корнями, корою,
Мы вросли в землю, мы скалы,
Мы два дуба, мы растем рядом на поляне в лесу,
Мы, дикие оба, пасемся средь дикого стада, мы, вольные,
щиплем траву,
Мы две рыбы, плывущие рядом...

Вот так в XIX веке Уитмен начал делать из своих стихов каталоги, объемлющие весь мир, а современная музыка до сих пор пользуется его хорошей привычкой - правда, часто уже без такой глобальной философской основы. В конце концов, списки просто очень красочны.

Твои лайк и подписка помогают каналу развиваться, а комментарии приносят вдохновение на новый контент. Не переключайся!

Ну а если тебе интересно, как выглядит музыка с точки зрения филологии, то можешь прочитать:

Homie и кубистический принцип

Что такое метароман и причём тут "Горгород" (и Чиж)

Как саундтрек влияет на фильм: "Баллада о борьбе"