Кто такие «миллениалы»? Каковы из финансовые привычки? Как они тратят деньги и относятся к инвестициям?
Миллениалами называют поколение людей, рожденных в период с 1981 года по 2000 год, т.е. на заре нового тысячелетия – Миллениума (англ. Millennium). Миллениалов также называют поколением Y («игрек») или поколением «Некст».
Это самое многочисленное из ныне живущих поколений и, к тому же, довольно молодое и социально активное. Их основная характеристика, которая является еще и важным преимуществом – умение быстро адаптироваться к любым изменениям. И в этом им помогают современные цифровые технологии, к которым они испытывают большой интерес.
Сетевое поколение
Это поколение – основной источник прибыли современных корпораций. Для них важно максимально быстро и просто получить выгоду от использования той или иной вещи или услуги. К тому же, для них важно постоянно быть в «тренде».
Вот почему они внимательно следят за технологическими новшествами и охотно пробуют все новинки. Это поколение людей, которые могут часами и даже днями стоять в очереди за новой версией популярного смартфона, который уже через неделю можно будет легко купить в интернете.
И всё же миллениалы активно пользуются интернетом: от получения любой информации до покупки вещей.
Если они лишатся смартфона – их жизнь «остановится». Они всё привыкли делать в интернете, а еще лучше – в мобильном телефоне: заказывать еду, покупать билеты, выбирать жилье и знакомиться.
Поэтому любая организация, будь то интернет-магазин или респектабельный банк просто вынужден иметь мобильное приложение или хотя бы удобную мобильную версию для того, чтобы не потерять огромный пласт клиентов.
Миллениалы крайне редко посещают отделения банков, предпочитая в большинстве случаев пользоваться мобильными приложениями или интернет-банкингом (на первом месте Сбербанк-Онлайн, затем ВТБ, Тинкофф, Альфа- Банк).
Вот почему сегодня крупнейшие банки идут по пути создания собственных эко-систем, куда сможет уместиться большая часть важных функций, востребованных среди их клиентов, от отправки посылок до аренды авто).
Жизнь в социальных сетях
Социальные сети и мессенджеры – основной способ общения у миллинеалов. Кстати, сегодня это еще и популярный информационный канал (ежегодный прирост аудитории каналов в Telegram – более 50%) и инструмент торговли.
Поэтому лучшая реклама сегодня для аудитории миллинеалов – это соц. сети (ВКонтакте, Instagram, Facebook, Telegram).
Важно! Это поколение почти не смотрит телевизор, поэтому традиционная реклама на ТВ или билбордах на них не работает.
Миллениалы не любят постоянство
Миллениалы могут делать несколько дел одновременно, могут развиваться в нескольких направления одновременно. Они не привязаны к рабочему месту. Они постоянно развиваются и могут легко перейти на новую работу, даже если они никоим образом не связана с профильным образованием. Они не любят «строгий режим» – привычный рабочий день с 8 до 17, два выходных в неделю.
Миллениалов часто упрекают в финансовой неграмотности, хотя и у них есть чему поучиться в плане планирования расходов — они выросли в период финансового кризиса, поэтому стараются на всем экономить и не переплачивать за вещи.
Поколение арендаторов
Большинство современных молодых людей не стремятся покупать жилье.
Во-первых, это им пока не по карману (растущие цены на жилье, высокий первоначальных взнос и ставки по ипотеке).
Во-вторых, их пугает слишком большой срок ипотеки, риск потерять работу и лишиться квартиры.
К тому же, не многие из них готовы долгое время себя ограничивать или лишиться возможности тратить средства на саморазвитие и путешествия, которые они так любят. Поэтому миллинеалов часто называют «поколением арендаторов». При этом многие из них готовые покупать жилье в одиночку.
Что касается покупки авто, то сегодня многие миллениалы, особенно живущие в крупных городах с развитой системой общественного транспорта, такси и арендой авто, не видят в приобретении собственного автомобиля (пробки, проблема с парковками, высокая стоимость обслуживания и страховка).
Не привязаны к торговым маркам
Две трети миллениалов принимают решение о покупке товара на основе отзывов покупателей в интернете. Поэтому отзыв случайного знакомого имеет большее влияние, чем любая маркетинговая уловка.
Миллениалы с большой вероятностью сменят свой банк на новый, если им предложат более выгодные условия, например, по кэшбэку.
Поэтому миллениалы сегодня – это и активные пользователи финансовых услуг. Большинство из них имеют по несколько дебетовых и кредитных карт для разных целей (получение бонусов, накопление «милей», покупки в рассрочку и т.д.).
Они хотят иметь максимум выгоды об банковской карты за небольшие деньги, поэтому охотно сотрудничают и с новыми банками и финансовыми организациями. Поэтому они легко могут сменить банк, не смотря на уверенные рыночные позиции и престижность своего текущего обслуживающего банка.
Не строят финансовые планы
Миллениалы имеют склонность к принятию финансовых решений, которые скорее приводят к краткосрочной прибыли вместо долгосрочной финансовой стабильности. Данные о составе большинства инвестпортфелей на рынке подтверждают это тезис. Миллениалы также любят иметь несколько инвестиционных счетов для диверсификации рисков.
Стандартный портфель инвестора-миллинеала часто включает ETF, ПИФЫ недвижимости, фьючерсы, опционы, криптовалюты и драгоценные металлы (в то время, как старшее поколение отдает больше предпочтения акциям и облигациям).
При этом в среднем около 10% средств миллениалы инвестируют в довольно традиционный инвестиционный инструмент – золото, чтобы «переждать» кратковременные спады на фондовом рынке.
Отсутствие склонности к длительному финансовому планированию проявляется и в том, что больше половины миллинеалов не откладывает деньги на будущую пенсию. Хотя, возможно они ещё просто очень молоды для этого.