Найти в Дзене
Идеальный турист

Гигантский консольный кран на реке Клайд

Оглавление
Читайте эту статью на сайте Идеальный турист

Гигантский консольный кран и арочный мост Клайд-Арк. Фото: Targn Pleiades/Shutterstock.com
Гигантский консольный кран и арочный мост Клайд-Арк. Фото: Targn Pleiades/Shutterstock.com

Город Глазго – один из крупнейших городов Шотландии и четвертый по количеству жителей в Великобритании. Помимо богатого архитектурного наследия здесь находится уникальная достопримечательность промышленного века – гигантский консольный кран на реке Клайд. Когда-то его использовали для погрузки товаров и локомотивов на корабли, которые экспортировали продукцию по всему миру. На сегодняшний день кран больше не работает, но он до сих пор носит имя бывших владельцев – Клайдпорт.

Гигантский консольный кран – один из четырех подобных кранов. Они считаются знаковыми символами инженерного наследия города.

Судостроение в Шотландии

Гигантский консольный кран, 1957 год
Гигантский консольный кран, 1957 год

В былые времена судостроение было ключевой отраслью Шотландии, а сердце всей индустрии как раз находилось на берегу реки Клайд, где и стоит гигантский консольный кран. Тогда на сравнительно небольшом участке берега длиной 30 км работало множество судостроительных верфей. Там руками тысяч рабочих создавались одни из самых быстрых, больших и красивых кораблей в мире.

В начале 1900 годов один из пяти кораблей был построен именно на реке Клайд. Шотландцы по праву гордились своим судостроительным производством. Тогда им завидовал весь мир.

Развитие отрасли и углубление реки

Строительство корабля на реке Клайд, 1968 год. Фото: Glasgow Live
Строительство корабля на реке Клайд, 1968 год. Фото: Glasgow Live

По официальным данным, первые судна на реке Клайд строили еще в 15 веке. Но только после промышленной революции судостроительство стало существенной частью экономики Глазго.

Хотя в то время условия на реке Клайд были не самыми подходящими. Она была мелкой и широкой, а во время отлива глубина уменьшалась до 60 сантиметров! Это стало серьезным препятствием на пути становления Глазго портом. Тогда городской совет принял решение купить территорию ближе к морю и там построил собственный порт, который некоторое время был главным портом Глазго.

В конце 18-го века были разработаны и осуществлены инженерные проекты по углублению реки Клайд до самого Глазго. После завершения работ целый ряд судостроительных компаний сразу же обосновались на реке.

Мировой лидер

Спуск корабля «Королева Елизавета» на реке Клайд, 1938 год. Фото: Glasgow Live
Спуск корабля «Королева Елизавета» на реке Клайд, 1938 год. Фото: Glasgow Live

Спустя время река Клайд стала наилучшим местом для постройки судов в Британской империи и центром мирового судостроения. Местные верфи получали контракты на строительство престижных океанских лайнеров, военных кораблей, включая «Королеву Мэри» и «Королеву Элизабет II» – крупнейшие пассажирские лайнеры тех времен.

Гигантский консольный кран

Кран Титан высотой 45 метров на момент постройки был первым в мире консольным краном с электрическим приводом и самым большим краном такого типа. Фото: Antony McAulay/Shutterstock.com
Кран Титан высотой 45 метров на момент постройки был первым в мире консольным краном с электрическим приводом и самым большим краном такого типа. Фото: Antony McAulay/Shutterstock.com

В 1911 году на верфи Фэйрфилд построили гигантский консольный кран с максимальной грузоподъемностью 250 тонн. Уже в следующем году на верфи Фэйрфилд одновременно на этапе строительства находилось 12 кораблей. Во времена Второй мировой войны судостроители на реке Клайд стали ключевыми поставщиками Королевского флота.

Упадок судостроения на реке Клайд

Строительство корабля, 1971 год. Фото: Glasgow Live
Строительство корабля, 1971 год. Фото: Glasgow Live

Статус крупного промышленного центра река Клайд потеряла после Второй мировой войны. В результате бомбардировок верфи понесли серьезные повреждения, а количество производимых судов резко уменьшилось.

Тогда же центр судопроизводства сместился в Азию и верфи Клайда вынуждены были конкурировать с другими развивающимися странами. В середине 1960-ых годов кораблестроение на реке Клайд стало еще более нерентабельным, а в 1970-ых – практически полностью остановилось.

Сегодняшнее положение

Фото: DrimaFilm/Shutterstock.com
Фото: DrimaFilm/Shutterstock.com

Сегодня функционирует всего несколько верфей. Две из них – крупные верфи, которые занимаются производством технологически продвинутых военных кораблей для Королевского флота и других стран. Другими верфями управляет администрация порта на реке Клайд.

-8