Самые известные персонажи страшной новозаветной книги «Откровение Иоанна Богослова» (она же «Апокалипсис») — это четыре всадника, которые едут на лошадях разных мастей, держат в руках разные предметы и ведут за собой разные же бедствия.
Об опознавательных чертах Первого всадника см. тут. А вот здесь было про Второго всадника и про Третьего. Поговорим про самого страшного, Четвертого.
Как и о других Всадниках Апокалипсиса, о Четвертом в священной книге сказано очень мало, буквально несколько строк. Но и их хватает, чтобы создать впечатляющий образ.
И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
Для понимания того, что описано в этом абзаце, обратимся к средневековым миниатюрам, которые всегда изображают все очень буквально. Кстати, обратите внимание, хотя мы привыкли к тому, что Четвертого всадника изображают в виде скелета, этот мотив появился только в Новое время.
Четвертое животное (орел) говорит на ухо рассказчику, автору текста (апостолу Иоанну) "иди и смотри". Агнец (Иисус Христос) снимает с Книги за 7 печатями 4-ю печать. Четвертый всадник скачет на коне. Все так же, как и в предыдущих случаях. Однако в этом абзаце священного текста есть свои особенности, отличающие Четвертого всадника от коллег.
Конь бледный
Обратите внимание, что все реально существующие масти в первых трех случаях уже использованы (белый, рыжий, вороной). Давать Четвертому всадника какого-нибудь коня в яблоках, или даже просто серого, автору почему-то не захотелось, видно, не солидно. Он употребляет слово, которое на русский переводят как "бледный". Рисуют его обычно тоже белым, то есть налицо повтор, совпадение с Первым всадником. Однако такие изображения неправильны: богословы и филологи, трактующие оригинальный греческий текст, пишут, что здесь имеется в виду никакая не благородная белоснежная масть, а нечто более сложное. Скорей всего, "Конь блед" — это цвета зеленовато-белесой гнили, выдавленного прыща такого, полуразложившегося трупа.
То есть, Четвертый всадник едет на коне масти, не существующей в природе. Большинство художников этим пренебрегает, а вот этот русский иллюстратор внимательно прочел комментарии и сделал как надо, только чуть-чуть перетемнил зеленый.
Так что правильной мастью для коня бледного будет белый с зеленоватым оттенком, такой болезненный.
Имя ему Смерть
Четвертый всадник — единственный в "Откровении Иоанна Богослова", которому дано личное имя. Трое остальных — безымянные (прозвания Голод, Чума и Война им придумали позже толкователи, по аналогии с именем Четвертого). В первый период иллюстрирования, как вы видели, на образ это не влияло, его изображали обычным человеком, даже красивым. Но достаточно быстро художники сообразили, что Смерть — это ходячий же скелет! Это так фотогенично! Надо использовать. И Четвертый всадник стал явно отличаться от остальных — он стал ходячим (вернее, верховым) трупом. И еще он единственный без одежды, т.к. мертвым она не нужна. В крайнем случае, его могут в саван-простыню завернуть, для пристойности.
Зато в книге не названо, что у Четвертого всадника в руках (у коллег, прямо указано — лук, меч и весы). Ему тоже надо что-то дать, логика развития иконографии требует. Атрибут был заимствован у иконографического предка, античного бога времени Крона (Хроноса), который косой (на самом деле серпом) вроде как жал человеческие души. Это появилось не сразу, на ранних иллюстрациях мы можем разглядеть у Смерти меч (тем более, что в конце абзаца некий меч упоминается в числе прочих вещей) или кубок, полный огня (символ этих прочих плохих вещей).
Другая интересная тонкость: изготавливать безупречно чистые скелеты (к каким мы привыкли в кино, в антураже кабинета врачей) люди научились не сразу. Сложная там техника: кости отваривать, отделяя от плоти. Умным путем кости проволочками скреплять... В общем, плохо воображали себе художники чистый скелет, натурщиков под рукой не было, дорогой реквизит. Поэтому на иллюстрациях раннего периода Четвертый всадник часто может быть полуразложившимся трупом с заметными остатками мяса, мышц.
Ад следовал за ним
Сегодня для нас это просто такое выражение; ну, эффектное, образное, и что? (То же самое произошло с фразой отсюда же "иди и смотри", которая вообще заголовком фильма про ВОВ стала). Но для древних читателей и художников следующий за Смертью ад был вполне конкретным персонажем, который, кстати, встречается и на куче других произведений христианского искусства.
Данный Ад (личное имя; в искусствоведении еще употребляют исходное древнегреческое имя Гадес, чтобы не путаться) — это вот такое чудовище, адская пасть, напоминающая о мифическом псе Цербере. И этот Ад реально следует за Смертью, вернее даже кажется, что он за ним гонится, преследует, и хочет его съесть.
Изредка случается, что за Смертью следует Ад не в виде пасти, а как нормальный такой черт, на двух ногах. Но такое не распространено. Чаще эту адскую пасть так стилизуют, что и не опознать, что это именно она, если не знаешь.
Например, вот здесь пасть спрятана в каком-то домике, но зато явно указан ее род деятельности: в ней пылает адский огонь и мучаются души умерших. А Смерть еще с мечом, и полуразложившаяся, а не голые косточки.
А вот в картинах нового времени следующий Ад обычно уже куда-то исчезает...
Так что теперь, прочитав все мои 4 заметки про 4 всадников (кто не прочитал, вернитесь вверх и пройдите по ссылкам), вы сможете опознать этих вестников Апокалипсиса практически на любых, даже самых странных картинках.
Как например, на этой: кто здесь Чума, а кто Голод? Кто Смерть, а кто Война?
Если заинтересовались темой, покупайте мою цветную книгу «Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону»: там про Вавилонскую блудницу, Четырех всадников, Зверя из моря, Звезду Полынь и прочие интересные штуки подробнее, и все в картинках! Озон, Лабиринт,Читай-город. Около 600-700 руб.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня есть инстаграмм про искусство красивый.