Найти в Дзене
Алёна Самойлова

Кто в восточной традиции важнее - отец или наставник?

В большинстве духовных учений Востока, как и в дзен-буддизме, традиция почитания учителя сохранялась неизменной, а авторитет гуру - незыблемым. Буддийский учитель-гуру рассматривался как воплощение множества будд, как соединение множества просветленных существ в одном человеке. Неудивительно, что по-настоящему духовные и плодотворные отношения ученика и учителя лежат в основе всех других практик.

И ведь неспроста многие восточные традиционные дисциплины преподаются наставниками-учителями, так как на Востоке справедливо считалось, что постичь их в одиночку невозможно.

Почему духовного наставника модно сравнить с родным отцом? Согласно древнеиндийским текстам, мальчиков, рождённых в трех высших варнах, на 7-8 году жизни приводили в дом учителя-гуру и совершали над ним обряд посвящения - упанаяну, после чего юных учеников называли "дваждырожденными". Мальчики оставались жить в доме наставника на все время обучения (обычно 12 лет, но иногда на 20-40 лет или даже на всю жизнь). По окончании учёбы, совершив все необходимые ритуалы, ученик возвращался в свой дом, женился и продолжал свой жизненный путь. Однако даже тогда связь его связь с учителем-гуру не прерывалась: ученик должен был оказывать ему почёт, а после смерти наставника был обязан проводить традиционные заупокойные ритуалы.

Если наставник действительно выступает в роли духовного отца, является ли он более значимым для ученика с точки зрения духовной философии? Ответ можно найти в древнем восточном тексте:

"Из двух отцов - дающего физическое рождение и дающего знание веды - почтеннее отец, дающий знание веды; ведь рождение, данное ведой, вечно и после смерти, и в этом мире."