О книге «Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом». Энн Ламотт
Мир XXI века — это царство математики и естественных наук. Здесь говорят на языке цифр.
Но душа требует другой пищи — книг, где разыгрываются волнующие сцены и открываются новые смыслы старой жизни. Писатели — рыцари этого невидимого фронта — живут на американских горках. То творческий фонтан бьет ключом, как подземный гейзер, то пусто и одиноко, и некому руку подать (узнали себя?).
Энн Ламотт создала целый «манифест ордена творческих», и это — книга «Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом». Она ответит на самые волнующие вопросы начинающих писателей.
Откуда брать идеи для сюжета?
«Писать — значит жить осознанно», — заявляет Ламотт. Находиться в моменте: наблюдать за полетом надоедливой мухи или прекрасной бабочки, за всем, что есть перед вашим носом.
Люди склонны улетать куда-то в своих мыслях, возвращаться к прошлому и анализировать ошибки, гадать о будущем и бояться неизвестности. Но ничего этого нет, есть только «здесь и сейчас». И чем лучше писатель чувствует настоящее, чем он наблюдательнее — выщипывает глазами кусочки повседневной реальности — тем сочнее сюжет его книги.
Американская писательница призывает всех творческих людей скинуть наконец кандалы морали, нравственности, выгнать родительских цензоров из головы, и тогда родятся блестящие идеи, а персонажи будут странными, но жутко цепляющими.
«Вот для этого мы и нужны - служить зеркалом, в котором люди увидят себя без прикрас», — раскрывается в книге суть писательского ремесла. Расслабься, наблюдай и будь готов ко всему. Реальная жизнь всегда круче выдуманной, отполированной истории.
Как пережить творческий кризис?
Объяснять, что это такое, не нужно тому, кто пишет. Писатели успели сродниться с этими переходами от изобилия к творческой засухе. Но начинающие склонны себя винить.
Как часто вы крутили в голове: я иссяк, мне больше нечего сказать, сюжеты плоские и нескладные, а персонажи застывшие как мумии. Я не могу написать ничего достойного внимания, а, значит, зачем я вообще есть?
Энн Ламотт накладывает лекарство и на эти раны — сразу становится легче дышать. Если уже кризиса не миновать, то «можно вздохнуть свободно и начать снова наполняться». Этот и другие секреты её творческого восстановления можно прочесть в книге. Здорово помогает.
И как не бросить всё это на полпути?
А это самое сложное. Где брать мотивацию, если признание пока не пришло, и никто не ждет твоё детище.
Писатель идет против ветра, против людских ожиданий. В награду он, возможно, однажды услышит: «Да, всё так, как в этой книге. Очень жизненно!». Но до этого он будет томиться в безденежье наедине со своими сомнениями.
«Нет ничего прекраснее, чем жизнь «около литературы», когда все время читаешь, пишешь, общаешься с собратьями по цеху. Это возвышает», — увещевает книга. А я добавлю — пусть творчество станет само по себе ценностью. И если награда найдет в конце концов своего героя, вас опубликуют — то вы не расстроитесь!