Топливная форсунка – достаточно тонкое изделие, от работы которого зависит мощность двигателя и чистота выхлопа. Хоть распыление топлива и не кажется чем-то сложным, только подумайте, сколько факторов нужно учесть инженерам: момент сгорания, способ распыления топливной смеси, факел пламени.
Эксперты Avto.pro рассказали, что на сегодня распыление топлива признается самым перспективным способом его подачи в цилиндры или впускной коллектор. Впервые инжекторные двигателя появились в авиации, где вследствие несовершенства электроники показывали себя не очень хорошо.
Подробнее о факеле распыления
Факелом называют форму той порции жидкости, которая выталкивается форсункой. Если топливо слишком жидкое, оно плохо смешивается с воздухом и может осесть в камере сгорания. Специалисты выделяют следующие параметры, описывающие факел распыления: дисперсность, форма, количество топлива, производительность. Факел имеет форму конуса. Обычно конус один, но если в форсунке 2 отверстия, то конусов будет два.
Производительность – это тот объем, который под давлением в 3 бара оказывается в емкости за одну минуту. Оптимальная производительность составляет 180-240 единиц. Единицы могут быть следующими: см³/мин (также cc/min) или фунт/час (также Ibs/hr). Вторая единица используется только американскими производителями форсунок.
Для чего нужен фильтр форсунки
Как вы уже наверняка догадались, некачественное топливо может негативно сказываться на форсунке. Если внутренняя поверхность достаточно тонкой иглы покроется отложениями, устройство перестанет работать должным образом. Решение очень простое: поставить фильтр.
Используемые фильтры относятся к дешевым и на удивление примитивным. Они имеют пористую структуру и работают как губки. По этой причине их можно даже промывать. Полная замена необходимо только тогда, когда состояние фильтра плачевное. Отечественное топливо чистым не назовешь, так что фильтр придется промывать и даже проводить замену достаточно часто. Сделать это могут на СТО.
Очистка топлива в ГБО происходит иначе. Поговорим об этой системе.
Возможные неисправности
Враг современных форсунок – грязь. Пыль, остатки сгорания топлива, мелкие твердые частицы могут откладываться в небольших зазорах. Особенно от грязи страдают форсунки дизельных моторов. Решается это установкой хорошего топливного фильтра и своевременной его заменой.
Форсунки остро реагируют на попадание масла в смесь. Перегреваются металлические элементы, страдает игра, засоряются отверстия и зазоры. Также поводом для беспокойства является попадание воды в топливо. Такой коктейль вызывает коррозию. На уже упомянутые дизельные форсунки кроме воды влияют и парафины. Они непременно находятся в дизельном топливе. Проблему усугубляют неисправные смежные узлы. Топливо нуждается в прогреве и фильтрации. Кроме того, неопытный мастер может повредить форсунку при демонтаже свечей.
Если форсунка неисправна, вы заметите следующее:
- Холодный старт затруднителен;
- Двигатель троит;
- После запуска двигатель издает шум (причин может быть несколько, но всегда нужно ехать на СТО за решением проблемы);
- Изменился выхлоп;
- Расход топлива резко возрос;
- Двигатель не заводится в принципе.
Практически все проблемы решаются промывкой форсунок и заменой фильтров. На техосмотре могут также выявить неисправность бензонасоса. В любом случае вам сложно будет справиться самому. Здесь необходима помощь квалифицированных мастеров. Ездить к ним на осмотр стоит каждые 50-60 тысяч километров пробега.
Дабы предупредить поломку, соблюдайте следующие правила:
- Проследите за правильной установкой;
- Заправляйтесь только качественным топливом;
- Следите за состоянием форсунок: никаких деформаций, оплавленных элементов, толстых черных отложений;
- Проверяйте состояние проводки.
Как выбирать форсунки
Правильнее всего будет вести свои поиски по VIN-коду автомобиля. Дело в том, что почти все элементы инжекторного мотора относятся к определенному типу и имеют свою конфигурацию. Если где-то допустить ошибку, мотор будет троить и потеряет в мощности.
По техническим характеристикам вы вряд ли сможете выбрать подходящую форсунку. Автомобили одной линейки, но разных годов производства, могут иметь различные детали. Лучше свериться с инструкцией по эксплуатации, узнать коды старых форсунок и купить такие же или аналогичные по характеристикам аналоги.
Не путайте форсунки для бензина с таковыми для газа. Специфика их работы совершенно другая. Газовые форсунки, как минимум, имеют малое электрическое сопротивление. Если на них подавать обычное напряжение в 12 V, они сгорят вследствие малого сопротивления обмотки. У газовых форсунок также очень большие проходные сечения.
Бренды, которым вы можете довериться
Как и обычно, мы рекомендуем брать оригинальные форсунки. Касается это как электрических, так и механических. Они проектировались так, что хорошо работают только с двигателем определенной модели.
Из аналогов стоит обращать внимание только на дорогостоящие: Siemens, Bosch (Германия), Delphi (США). Из бюджетных форсунок для ГБО можно отметить Valtek, OMVL (Италия), Hana (Южная Корея).
Вывод
Топливные форсунки серьезно влияют на эксплуатацию автомобиля. Если они в хорошем состоянии, были выбраны и установлены правильно, вы сможете раскрыть весь потенциал двигателя. Если эти моменты не были соблюдены, можно с уверенностью говорить об обратном: выхлоп ухудшится, двигатель начнет троить, вибрировать. Советуем относиться к обслуживанию форсунок со всей серьезностью. Их очистка не стоит больших денег, но если вы будете закрывать глаза на проблему, может понадобиться серьезный ремонт мотора. О ресурсе форсунок говорить сложно. Если вы будете следить за их состоянием, состоянием фильтров и заправляться качественным топливом, они у вас могут и вовсе не выходить из строя на протяжении всего жизненного цикла авто.
С полной версией статьи можете ознакомиться здесь.