Найти тему

Как выбрать лодку RIB

Оглавление

Cокращение RIB обозначает надувную лодку с твердым днищем. Сегодня этот тип водного транспорта набирает все большую популярность среди рыбаков, охотников и просто любителей активного отдыха.

Какие бывают лодки РИБ

Любое судно RIB имеет в своей конструкции надувные борта. Почти всегда они выполнены из ПВХ (хотя в Западной Европе больше распространены хлорсульфированные баллоны). А вот материал для жесткого днища бывает различным. На это следует обратить особое внимание при выборе лодки.

Корпус может изготавливаться из алюминия, дерева (иногда также применяется в качестве каркаса для стеклопластика) или стали. Но чаще всего используется именно пластик, алюминий и стеклопластик. Многие производители, чтобы усилить конструкцию, добавляют слой кевлара.

Если сравнивать алюминий и пластик, то здесь выбор не так очевиден. Несмотря на использование современных технологий, композитный корпус все равно может получить сколы. Метал гораздо прочнее и хорошо переносит влияние внешней среды. Но он гораздо тяжелее пластика.

Критерии выбора судна

При покупке RIB-лодки следует обратить внимание на ряд первостепенных факторов. От них и будет зависеть выгода приобретения.

  • Материал изготовления баллонов. Чаще всего, для производства баллонов применяются ПВХ или хлорсульфированный полимер. Оба материала отличаются высокой прочностью и долговечностью. Срок их службы составляет не менее 15 лет. Реже используется полиуретан. Он слишком дорогой, но при этом очень прочный. Этот материал почти невозможно порезать. Если планируется эксплуатация судна в скалистой местности, то лучше приобрести лодку с ПУ-баллонами или усилить баллоны специальными лентами.
  • Нужно проверить, чтобы все швы были хорошо проклеены. В противном случае баллоны будут постоянно спускаться.
  • Необходимо убедиться в том, что лодка имеет достаточную грузоподъемность. Этот показатель указывается производителем. Но нужно помнить, что при максимальной загрузке ухудшается динамика судна. Поэтому желательно выбирать модель с чуть большей грузоподъемностью, чем это требуется.

Преимущества лодок РИБ

RIB – это легкие и устойчивые суда. Они имеют хорошую динамику и быстроходны. Благодаря наличию надувных баллонов и легкого твердого днища, подобные лодки можно без проблем выводить на мелководье.

На крупных моделях лодок производители устанавливают навес или рубку. Они защищают оборудование и пассажиров от осадков. Для изготовления обычно используется стеклопластик или непромокаемая ткань.

В сложенном виде лодка RIB занимает минимум места по сравнению с цельнометаллическим или пластиковой лодкой такой же длины. Для ее хранения не нужно наличия специального помещения. А перевозить небольшие модели можно прямо в салоне автомобиля.

Твердое дно увеличивает жесткость конструкции. Это благоприятно сказывается на управляемости судна. Также уменьшается расход топлива. Даже компактные модели RIB прекрасно выходят на глиссирование. Передвигаться по твердому настилу гораздо удобнее и приятнее. На него можно установить кресло, благодаря чему рыбалка станет существенно комфортнее.

Надувные баллоны добавляют лодке запаса плавучести. По сути, RIB является почти непотопляемым. Дало в том, что даже твердое днище само по себе хорошо держится на воде. А к нему еще и прикреплены надувные борта. Причем они разделены на несколько секций (обычно, не менее 7). Поэтому при проколе одной из секций судоводитель может своим ходом добраться до берега и провести ремонт.

Недостатки РИБ

Несмотря на использование надувных бортов, вес РИБ все равно остается достаточно большим по сравнению с классической, складной лодкой ПВХ. В сложенном виде даже самые компактные модели лодок имеют массу около 50 кг.

Надувные баллоны требуют накачки. Сами они выполнены, обычно, из ПВХ. Следует беречь их от воздействия высоких температур. Его можно также прорезать по неосторожности (проблема решается, если вместо ПВХ используется полиуретан, но он существенно дороже).

Еще одна проблема с RIB – это цена. Стоимость судна будет на порядок выше, чем у надувной лодки.

Выбор дополнительного оборудования

Вместе с лодкой потребуется купить небольшой набор дополнительного оборудования. RIB относятся к числу маломерных судов, длиной свыше 4 метров и/или мотором свыше 8 кВт (10,8 л.с.), поэтому в данном случае нужно отталкиваться от правил ГИМС.

Согласно действующему законодательству, на лодке должны присутствовать ходовые и осветительные огни. Они включаются в темное время суток. Также на каждом пассажире при выходе на воду должен быть надет спасательный жилет. В случае, когда мощность мотора превышает 30 л.с., потребуется установка звукового сигнала.

Владельцу судна нужно позаботиться о выборе двигателя для лодки. Его максимальная мощность ограничивается производителем (при избытке «лошадей» RIB может попросту потерять управляемость и перевернуться). За соблюдением этого правила следят сотрудники ГИМС. Слишком слабый агрегат (который выдает менее 1/3 от рекомендованного для судна значения) тоже не подойдет. Эффективность его работы будет стремиться к нулю. Считается, что подбирать мотор нужно из расчета 1 л.с. на каждые 25-30 кг массы судна (вместе с грузом и пассажирами).

Длина дейдвуда должна соответствовать высоте транца. Если это будет не так, то лодка станет хуже управляться. Эффективность работы двигателя снизится.

Весла для судна лучше выбирать максимально легкие (наиболее популярны алюминий, дюраль и стеклопластик). Они должны быть чуть длиннее, чем ширина RIB (но не более чем на 15%).

В лодке также полезно иметь якорь, якорную сумку и черпак. Если мотор имеет большую мощность, то его бензобак вынесен отдельно. Нужно будет задуматься о способе его крепления.

Владелец судна может приобрести и другое, уже необязательное оборудование. Это может быть тент, рулевая стойка и т.д.