МИФ ТРЕТИЙ. ВСЕ БЫЛИ РАВНЫ.
Все животные на Скотном дворе Оруэлла были равны, но некоторые более равны, чем другие. Такую «конституцию» можно в полной мере отнести как к сегодняшним, так и к прошлым временам. Советская идеология провозглашала всеобщее равенство. «От каждого по способности, каждому по труду» гласил принцип социализма, еще не доведенный до коммунистического совершенства, когда «…каждому по потребности» А что, вполне справедливо, на первый взгляд. Ты больше и лучше трудишься – будешь больше получать и лучше жить. Однако, как же определять объем и качество вложенного труда? Сколько болтов, выточенных токарем равны одному концерту симфонического оркестра? В замечательной сатирической антиутопии В. Н. Войновича «Москва-2042» описывается коммунизм. Самый настоящий, где «каждому по потребности». Только вот, в коммунистической Москве считалось, что если человек будет сам себе определять потребности, это будет чистейший волюнтаризм. Потребности ему определят партийно-полицейские органы на основании его трудолюбия и поведения. Ну, сами посудите, какие могут быть потребности у человека, который не выполняет план и не участвует в общественной жизни… Конечно, ниже, чем у партийного начальника. Такой коммунизм описан в романе. Гротеск, конечно, но очень смешно. Очень смешно, потому что Войнович не на пустом месте создал свой роман. Он просто развил существовавшие в Совке порядки, доведя их до абсурда. На современном коммерческом предприятии уровень зарплаты определяет хозяин, капиталист. Работник продает свой труд, и при этом старается работать поменьше, а получать побольше. Работодатель – ровно наоборот. И этот рынок, на основе баланса спроса и предложения определяет уровень оплаты более или менее обоснованно. Хотя, конечно, недовольны оба – и капиталист и работник. Один объемом работы, другой – зарплатой. В советской системе размеры зарплаты высчитывались и утверждались всякими Минфинами и Госпланами. Что и как они там считали – загадка. Но в результате, зарплаты трудяги и лентяя-забулдыги не отличались ни на копейку. Инженер-технолог получал в полтора раза меньше слесаря. Водитель автобуса получал втрое больше архитектора. Но в целом, расслоение людей по материальному благосостоянию было значительно меньше, чем сейчас. Все были почти одинаково бедными. Исключение составляли оборотистые дельцы разных калибров и партийно-советские бонзы. Про дельцов все ясно и много написано – они строили дачи и закапывали в огороде молочные бидоны с драгоценностями. А вот, о партийно-советской элите поговорим. Партийные, как тогда говорили, шишки. О-о-о! Жизнь их проистекала вдали от очередей за колбасой и записью на австрийские сапоги. Само их существование было окутано легендами и мифами. В народе ходили самые невероятные слухи об их богатстве, хотя яхт и футбольных клубов они точно не имели. Но в советское время тот факт, что человек «отоваривался в закрытом распределителе (кормушке)» уже значил не меньше, чем сейчас дворец на Рублевке. Они питались в спец. столовых, где обед стоил 30 коп., тогда как значительно менее симпатичный обед в заводской столовке уже обходился в рубль. Они ездили на спец. машинах (членовозах), жили в спец. домах и спец. квартирах. После тяжелой работы на благо себя, любимых, они отдыхали на спец. дачах. Отпуск проводили в спец. санаториях в Сочи и в Крыму. Их жены появлялись в спец. ложах на театральных премьерах, сверкая бриллиантами из спец. ювелирного магазина. Они лечились в спец. поликлиниках 4-го управления Минздрава, и в Кунцевской ЦКБ. Их даже хоронили на спец. кладбищах. Лояльных к власти деятелей науки и культуры они иногда милостиво подпускали к кормушке и те, смущаясь тащили домой материальные блага «от барина». И, конечно, все эти блага давались не всем одинаково. Кормушки различались рангом: союзные, республиканские, областные и районные. И естественно, они отличались наполнением и даже ценами. В областной давали икру, но не всякую, а в районной из деликатесов только горбушу соленую. В республиканской – и балыки были и семужка. А уж. в союзной кормушке, в Москве, на Грановского – неизвестно, какие чудеса. Об этом народ мог только гадать, глядя, как подкатывают к воротам членовозы, и водители в безупречных костюмах, сшитых в спец. ателье грузят в багажники коробки и пакеты. Периферийные шишки и шишечки не отставали от своих московских начальников. Если секретарь обкома увлекался охотой, то для него отгораживались сотни гектар заповедных лесов и именовались «Государственный заказник», а за секретарем сельского райкома почти официально закреплялся колхоз, снабжающий его семью свежими продуктами. Глядя на беспредел руководства, народ тоже не зевал – тащил все, что мог стащить. Нужное, не нужное – тащи все, потом разберемся. Помните, в мультфильме о Простоквашино кот Матроскин врет о своем дяде, который якобы работает на гуталиновой фабрике и шлет племяннику гуталин ящиками? То есть, ворует и присылает. И это не удивляло даже детей, которые видели, как их родители несут с работы все, до чего могут дотянуться. Народная пародия на советский плакат гласила «Тащи с работы каждый гвоздь, ты здесь – хозяин, а не гость!» Каждый хапал в меру своих возможностей. Вот, такое равенство…