Найти в Дзене
ПРО ФИЛЬМЫ

«Мертвые не умирают»: новый фильм Джима Джармуша покажут на открытии Каннского фестиваля

Оглавление

В Каннах все в ожидании новой премьеры. На открытии фестиваля покажут новый фильм культового режиссера Джима Джармуша "Мертвые не умирают". Критики уже отметили элегантный и оригинальный выбор организаторов. Чего ждать от одного из самых одиозных режиссеров современного кинематографа, расскажем в этой статье.

Все вверх дном

В самом начале картины мы видим актера Адама Драйвера в роли офицера полиции из небольшого захолустного городка Сентервилль, который бурчит себе под нос, будто все это плохо закончится.

Его начальник - шеф полиции Клифф Робертсон (Билл Мюррей). Он вообще мог выйти на пенсию еще несколько лет назад. Теперь же ему остается только в недоумении кривить лицом. А удивляться есть чему.

Фатализм Ронни успевает утомить всех героев, даже зрителей. Причем уже в самом начале картины. Правда, его опасения нельзя назвать безосновательными. В Сентервилле действительно творится что-то невообразимое. Домашние животные сбегают от хозяев, по вечерам светло, будто днем, а когда луна все-таки появляется на небосводе, вокруг нее наблюдается некое странное свечение сиреневого цвета.

При этом в новостях активно обсуждают, как отразится на наклоне земной оси гидравлический разрыв пласта, который может произойти в Антарктиде и Арктике. Правительство успокаивает, обещая, что все будет в порядке.

Апокалипсису быть!

Не трудно догадаться, что ждать конца света в действительности остается совсем недолго. К такому выводу приходят и школьники из местного центра для трудных подростков.

Вскоре выясняется, что главной силой грядущего апокалипсиса станут зомби. В подтверждение этому, отовсюду звучащая баллада в стиле кантри "Мертвые не умирают".

Покойники и правда начинают восставать из могил, а жителям Сентервилля остается браться за оружие и обсуждать, как эффективнее всего убивать мертвецов. Например, советуют целиться в голову.

На экране появляется еще одна звезда - эксцентричная экспатка из Шотландии в исполнении Тильды Суинтон. Кажется, что она единственная готовилась к предыдущему нашествию, выкупив незадолго до этого местный морг. К тому же она вооружена катаной.

Особенности восприятия

Стоит сразу признать, что картина Джармуша, как и многие другие его фильмы, относятся к тому типу работ, которые в пересказе выглядят намного увлекательнее, чем смотрятся на экране.

Хоть режиссер и решает поставить кино в жанре бодрого хоррора про зомби, но он не может изменить привычной для него меланхоличности, тягучести. Это классический ритм всех без исключения его картин.

В данном случае этот темп только немного разбавлен зомби-фарсом, который смотрится весьма абсурдно. Также зрителя ждет юмор, правда, типично джармушевский, основанный на рефренах музыки, реплик и пейзажей. Наконец, большое внимание имеет чужеродность и контрастность отдельных элементов. Например, появление Суинтон с катаной посреди классического американского пейзажа.

Метафора

Конечно, Джармуш и не пытался всерьез воссоздать на экране зомби-хоррор. Для него это становится оболочкой, своеобразной метафорой, каким была и его вампирская драма "Выживут только любовники".

Нужно подчеркнуть, что и в той его работе, ставшей не самой утонченной по замыслу, он проводил параллели между одержимостью культурой и жаждой крови, правда, работал несколько изысканнее.

Апокалиптические моменты, которые вдохновляли режиссера на картину "Мертвые не умирают", кажется, лежат на поверхности. В первую очередь, это жадность, так присущая современному капиталистическому обществу. Ее воплощением является красная кепка на голове персонажа Стива Бушеми. Ее здесь можно вспомнить при любой удобной возможности.

К тому же в повествовании появляется своеобразный эрзац-рассказчик, который непосредственно за кадром проговаривает отповедь современному материализму и обществу.

Закадровый голос

Если верить звучащему в картине закадровому голосу, основная проблема заключается в том, что живые живут совсем не в полную силу. Поэтому то, что мертвые не умирают, не должно так сильно беспокоить всех окружающих.

Особенно на это стоит обратить внимание в реалиях среднестатистической и обывательской среды.

Ради чего стоит смотреть?

Критики, которые уже успели увидеть эту картину, отмечают, что проблема подобных режиссерских высказываний всегда заключается в том, что после них всегда возникают вопросы, которые так и хочется задать в ответ. Например, действительно ли сам Джармуш настолько убежден в собственной причастности к радикалам, а не обывателям.

Правда, при желании в фильме все-таки можно обнаружить контекст и второй слой. Более того, он оказывается даже значительно важнее первого. Он лежит в самой природе мирового кинематографа.

Уже в завязке персонажи Мюррея и Драйвера ломают четвертую стену, признавая в себе героев фильма, а самого первого зомби, который восстает из могилы, зовут Сэм Фуллер, как и культового американского артхаусного режиссера.

В результате зрителю остается наблюдать за тем, как искусство постоянно восстает, благодаря воскрешению старых сюжетов и приемов. Джармуш при этом балансирует где-то на грани, постоянно удаляясь в собственное самоцитаты, подтверждая, что давно и не без удовольствия ест самого себя.

Это по-своему подкупает. Увиденная на экране меланхолия оказывается куда приятнее, понятнее и интереснее очередному высказыванию, посвященному погибающей Америке. Пусть и сатирическому. Пусть и в исполнении самого Джима Джармуша. Поклонникам творчества режиссера фильм стоит посмотреть обязательно, они останутся довольны.