Найти тему
АПН-НН

Надежды без особого оптимизма

Трудно сказать, будет ли заявленная губернатором Нижегородской области программа капитального ремонта медучреждений эффективнее, чем программа капремонта многоквартирных домов – я не знаю, за счет чего она может быть эффективнее.

Но результат ее напрямую будет зависеть как от объема выделяемых средств, так и от контроля за их использованием. Если программа позволит больше средств привлекать для ремонта больниц – хорошо. Если будет больше контроля – тоже хорошо.

Рассматривать эту тему надо в общем контексте состояния медицины в регионе, которое очень неоднозначно.

С одной стороны, у нас стоятся очень серьезные медицинские центры, которые оснащаются передовой техникой, импортным оборудованием и которые соответствуют если не самым лучшим мировым стандартам, то, по крайней мере, среднемировым. В таких центрах может быть обеспечено и должное качество операций, и должный уход за больными.

С другой стороны, при этом ослабляются прочие сферы медицинского обслуживания населения, особенно на селе, где массово закрываются акушерско-фельдшерские пункты, где низкие зарплаты у врачей, где огромная дифференциация между зарплатами медицинских чиновников и остального медицинского персонала.

Эти проблемы не решаются, они загоняются все глубже и глубже. И фактически это приводит к тому, что уровень здоровья населения остается серьезной проблемой. У нас несколько уменьшилась смертность, но по смертности мы очень сильно отстаем не только от самых развитых, но и вообще от большинства стран мира.

У нас очень высока смертность от сердечнососудистых, онкологических заболеваний. Уровень вылечивания этих заболеваний гораздо выше, и продолжительность жизни в развитых странах на 15-20 лет больше, чем у нас.

Тому, что тратятся большие деньги на узкоспециализированные больницы, можно было бы только порадоваться, если бы я не видел, что это часто происходит за счет других направлений. А в целом расходы на медицину как доля в валовом внутреннем продукте у нас не растут, скорее падают в последние годы. Ту же тенденцию мы видим и в образовании. Это часть общего тренда на милитаризацию экономики, на реальное сокращение социальной сферы.

Но при этом средства все же выделяются, и возникает вопрос, как их использовать наиболее эффективно. Приведет ли введение для больниц «проблемных паспортов» к повышению эффективности? Возможно, это позволит усилить контроль, уменьшить разворовывание и объемы откатов при контрактах.

Но дело в том, что у нас слишком мало конкуренции. Чуть не семьдесят процентов экономики огосударствлено и находится вне конкурентного поля. И те структуры, которые будут обслуживать ремонт больниц и поставку оборудования, все равно будут действовать по той же системе – с завышенными издержками и тарифами, поэтому приведение медучреждений в порядок будет обходиться достаточно дорого.

Но если заявленная программа позволит уменьшить разворовывание, это хорошо. Думаю, намерения у областного правительства самые хорошие. Будем надеяться, что результат будет. Но я не обольщаюсь – еще не факт, что получится.

Проблема с оценкой эффективности всех этих мероприятий состоит в том, что оценку у нас обычно делают те, кто их и проводит. Это настолько всеобъемлющая практика, что она может возобладать и в данном случае. А для независимой экспертизы должно быть гражданское общество, другая система оценки деятельности и бизнес-структур, и чиновных структур. У нас такой независимой оценки нет. И это тоже негативно отражается как на качестве работ, так и на эффективности распределения средств.

Поэтому – будем надеяться, но без особого оптимизма. Особых успехов я не ожидаю. 

Александр Мазин