Найти тему
Твоя Пареллель

Семейное образование: «за» и «против»

Уже третий месяц в Сыктывкаре работает сообщество «Семейное образование» для семей, которые решили не водить детей в школу или детский сад, а учить школьной программе самостоятельно. Встречи родителей проходят по выходным в Юношеской библиотеке Коми. Семьи помогают друг другу в вопросах учёбы, воспитания, психологии, и совместного времяпровождения с детьми.

Мы решили спросить сыктывкарцев , по какой системе учится их дети.

Ирина, мама троих детей

-2

— То, что дети не будут посещать школу — это было просто следствием того, что мы забрали их из садика. Не то чтобы я была против школы как таковой, но когда начала готовить дочку к поступлению в первый класс, то ужаснулась тому, что сейчас творится в нашей системе образования. Я понимаю, что изменить эту систему лично я не смогу. Но я могу попробовать подготовить ребенка к тому, с чем он может столкнуться в этой системе. Я просмотрела и изучила несколько школьных программ и поняла, что вполне смогу продолжить домашнее обучение дочки самостоятельно (это про начальную школу). Опять же на семейном совете мы приняли решение, что далеко забегать не будем, но попробовать можно…

Прошло первое полугодие и результаты нас полностью утраивают. Ребенок понимает и запоминает пройденный материал хорошо. Мы не рвемся за оценками, а уделяем большое внимание тому, чтобы тема была понятна и доступна. Самостоятельные работы ребенок решает сам. И если в них есть какие-то недочеты, то мы вместе выясняем почему они были допущены и делаем так, чтоб ребенок сам нашел ошибку и понял, как её надо устранить. Для нас семейное образование — не блажь, которая пришла нам в голову, а решение, принятое по определенным причинам. Нас в нашем нынешнем положении утраивает всё. Дети задавали вопросы по поводу школы, и мы им всё объяснили. Старшая посещает танцы в школе искусств и посещает кружок актерского мастерства во дворце творчества. Общения со сверстниками ей хватает, и жалоб на нехватку друзей у них нет. Помимо этих друзей у нас есть еще и просто друзья (несколько многодетных семей и просто семьи с детьми), с которыми мы встречаемся, общаемся, дружим, созваниваемся по телефону и даже устраиваем театральные представления друг для друга.

Сейчас мне легко организовать процесс обучения, так как это всего лишь первый класс, и я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком. Занятия проходят утром. Вечером дети могут помочь мне или отдыхают от насыщенного дня. Муж — главный помощник: приведет, отведет, заберет детей с их занятий или останется дома с младшим (или погуляет с ним), пока я бегаю со старшими по их кружкам. Для меня главное сейчас — научить ребенка учиться! Чтобы ребенок знал, откуда берется информация и как происходит процесс обучения. Чтоб не было страшно учиться, а любые сложности воспринимались с азартом «Я всё смогу! Я всё узнаю! Я всё выучу! Я всё решу! Я смогу этому научиться!»

Страхи? Они есть всегда. И у семейников, и у тех, чьи дети ходят в школу. Со страхами мы боремся совместными усилиями и действиями — учимся, поддерживаем друг друга, занимаемся постоянно (я могу устроить мозговой штурм для детей буквально перед тем, как их поцеловать на ночь).

Это выбор только нашей семьи. И мы довольны им. Планы на долгие годы мы не строим, но если получится пройти начальную школу на домашнем образовании, то мы продолжим дальше.

Марина, мама первоклассника


— Я против семейного обучения моего сына. На мой взгляд, ребенок должен получать знания от педагога, который имеет профильное образование и постоянно повышает свою квалификацию. В случае домашнего образования родитель не обладает настолько широкими знаниями всех предметов, как учитель, и не может донести их до ребенка. Ребенок в школе сталкивается с различными жизненными ситуациями и учится преодолевать их. После домашнего образования ребенок остается неприспособленным к ситуациям, которые бывают в жизни. Ведь у нас в обществе не всегда всё гладко.
— Я против семейного обучения моего сына. На мой взгляд, ребенок должен получать знания от педагога, который имеет профильное образование и постоянно повышает свою квалификацию. В случае домашнего образования родитель не обладает настолько широкими знаниями всех предметов, как учитель, и не может донести их до ребенка. Ребенок в школе сталкивается с различными жизненными ситуациями и учится преодолевать их. После домашнего образования ребенок остается неприспособленным к ситуациям, которые бывают в жизни. Ведь у нас в обществе не всегда всё гладко.

Я считаю, что всё индивидуально. Но мой сын, пошёл в школу в 6 лет, т.к. знал программу первого класса, и в школе он учится коммуникации с другими детьми и самостоятельности.

Юлия, мама пятерых детей:

-4

— О семейном образовании мы задумывались уже давно. Весь садиковский возраст старших детей прошел в подготовке к этому шагу. Как таковое семейное образование (домашние уроки-занятия, регулярные походы в музеи, познавательные путешествия и семейное творчество) мы практиковали с самого начала, как только родился первый ребенок. Официально на семейное образование наших двоих школьников перевели в этом учебном году. Идем по проектному подходу: в центре любимый урок – история, к какой-то конкретной исторической теме подключаем все остальные предметы. Традиционную школьную программу держим рядом, сверяемся.

Переходя на СО, не получится сразу же полноценно войти в русло семейного образования. Во-первых, сам ребенок, если он учился в школе, будет проживать такой процесс, как «расшколивание». И ему обязательно нужно дать на это время. В жизни семьи также будут происходить различные катаклизмы: проблемы с режимом, с процессом обучения, с эмоциональным состоянием всех членов семьи. Все приходит постепенно. Среди бывалых «семейников» даже появилось такое выражение: «Кто два года не учился дома, тот не был на СО».

Наши дети на семейное образование не жалуются, никто ни в сад, ни в школу возвращаться не собирается. Огромный плюс, и они сами это чувствуют, на кружки ходят не уставшими, как после школы, а полными сил. И еще очень важно – дети почти не болеют. Высыпаются, нормальный режим дня, полноценная еда, больше свежего воздуха – вот вам и укрепление иммунитета.

Мария, мама первоклассницы

-5

— Я против семейного образования. Хотя я сама воспитатель детского сада, но дочь в садик водила, и первый класс она заканчивает в школе. Я считаю, что ребенок в школе в первую очередь учится дисциплине и понимает социальные нормы в обществе. Сейчас в школах квалифицированные педагоги, которые не стоят на месте. Родитель, не может быть так эрудирован, как учитель. Дети в школе развиваются всесторонне, там ведь и труд и математика и физкультура. А главное, ребенок в школе становится самостоятельным и ответственным.

Семейное образование набирает популярность среди сыктывкарцев, но и школу не надо убирать из системы образования. А главное, родителям надо помнить, что они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. И способ обучения своего ребенка, каждый родитель выбирает индивидуально.

https://tvoyaparallel.ru/news/parents/semejjnoe-obrazovanie-za-i-protiv